08 Dec 2016 Thu 12:46 - Москва Торонто - 08 Dec 2016 Thu 05:46   

ТЕОЛОГИЯ

Составил Д-р Уильям С. Сэдлер

24. ЯГВЕ















I. ВВЕДЕНИЕ

1. Утверждение. У человека сначала было много богов, затем было племенное божество и, наконец, остается единственный Бог. Евреи, индусы и месопотамцы прошли через такое развитие Божества.

Постигая Божество, человек вначале включает в свое представление о нем всех богов, затем подчиняет всех чуждых богов племенному божеству и, наконец, исключает всех, кроме одного Бога, обладающего конечной и высшей ценностью. Евреи соединили всех богов в своей более возвышенной концепции Господа Бога Израиля. Индусы также объединили своих разнообразных божеств в «единую духовность богов», представленную в Ригведе, в то время как месопотамцы свели своих богов к более централизованному представлению о Бел-Мардуке. Эти монотеистические идеи созрели во всём мире вскоре после того как Макивента Мелхиседек появился в палестинском Салиме. (1052.1) 96:0.1

2. Утверждение. Концепция Божества Мелхиседека отличалась от эволюционной философии, его представление Бога основывалось только на созидательной силе.

Однако концепция Мелхиседека отличалась от эволюционной философии включения, подчинения и исключения: она основывалась только на созидательной силе и сразу же оказала воздействие на высшие представления о божестве в Месопотамии, Индии и Египте. (1052.1) 96:0.1


II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЖЕСТВЕ У СЕМИТОВ

1. Утверждение. Салемская религия, основанная на завете Мелхиседека с Авраамом, сохранилась среди кенеев и была позже принята евреями в измененном виде.

Палестинские кенеи продолжали исповедовать салимскую религию в качестве своей веры. Эта религия – в том виде, в котором она была впоследствии принята древними евреями, – сначала испытала воздействие нравственных учений Египта, позднее – теологии Вавилона и, наконец, – представлений о добре и зле, существовавших в Иране. Фактически, древнееврейская религия основана на завете Авраама с Макивентой Мелхиседеком. В эволюционном аспекте она является продуктом многих уникальных ситуативных обстоятельств, но с точки зрения культуры содержит многочисленные заимствования из религии, морали и философии всего Леванта. Именно через иудейскую религию значительная часть нравственного наследия и религиозной мысли Египта, Месопотамии и Ирана была передана народам Запада. (1052.3) 96:0.3

2. Утверждение. Развитие теологии евреев охватывало пять концепций Божества.

Смотрите: (1052.5) 96:1.2

3. Утверждение. Когда евреи были в Синае, вулкан был активным, и они были очень поражены явлениями извержения.

Примерно до 2000 года до н. э. гора Синай периодически превращалась в действующий вулкан, и редкие извержения происходили еще в период пребывания в этом регионе израильтян. Огонь и дым, вместе с оглушительными взрывами, которые сопровождали извержения этой вулканической горы, поражали обитавших поблизости бедуинов и приводили их в состояние благоговейного ужаса и великого страха перед Ягве. Впоследствии дух горы Хорив стал богом древнееврейских семитских племен, которые стали верить в его верховность по отношению ко всем остальным богам. (1054.1) 96:1.11

4. Утверждение. Многие ханаанеи верили в Эль-Эльона, но большинство поклонялось Ягве.

Ханаанеи уже давно поклонялись Ягве, и хотя многие кенеи в большей или меньшей степени верили в Эль-Эльона – сверхбога салимской религии, – большинство ханаанеев не расстались со своими племенными божествами. (1054.2) 96:1.12

5. Утверждение. Удивительная особенность религиозной истории – непрерывное развитие концепции Бога от примитивного Ягве до доктрин Божества двух Исайев.

Самой уникальной и поразительной чертой религиозной истории древних евреев является эта постоянная эволюция концепции Божества: начавшись с примитивного бога горы Хорив и эволюционировав в учениях целого ряда духовных лидеров, она достигла высокого уровня развития, отраженного в доктринах Божества двух Исайев, которые провозгласили величественную концепцию любвеобильного и милосердного Отца-Создателя. (1057.5) 96:4.9

6. Утверждение. Евреи лишили своего Бога человеческих качеств, не превращая его в абстрактное Божество.

Духовные вожди древних евреев сделали то, чего никогда и никому не удавалось до них: они лишили своего Бога человеческих качеств, не превращая его в абстрактное Божество, понятное только философам. Даже простые люди были способны относиться к сформировавшемуся образу Ягве как к Отцу – если не индивидуума, то хотя бы нации. (1062.1) 97:0.1


III. МОИСЕЙ

1. Утверждение. Моисей дал евреям представления и идеалы Высшего Создателя.

Начало эволюции древнееврейских представлений и идеалов Высшего Создателя связано с исходом семитов из Египта под руководством великого вождя, учителя и организатора – Моисея. Его мать происходила из царской египетской семьи; его отец-семит служил посредником между властями и пленными бедуинами. Поэтому Моисей обладал качествами, унаследованными из лучших расовых источников. Его предки были настолько смешанными, что его невозможно причислить к какой-либо определенной расовой группе. Если бы он не принадлежал к этому смешанному типу, то никогда не смог бы проявить той необыкновенной разносторонности и способности к адаптации, которые позволили ему справиться с разношерстной ордой, примкнувшей в итоге к семитским бедуинам, бежавшим под его предводительством из Египта в Аравийскую пустыню. (1055.4) 96:3.1

2. Утверждение. Факт, что евреи верили в Ягве, объясняет, почему они так долго оставались в районе горы Синай, усовершенствуя религиозные обряды.

То обстоятельство, что Ягве был богом спасавшихся бегством древних евреев, объясняет, почему они так долго оставались в районе горы Синай и почему они получили здесь десять заповедей, провозглашенных Моисеем от имени Ягве, – бога Хорива. В течение этого длительного пребывания у Синая произошло дальнейшее усовершенствование религиозных обрядов нарождавшейся иудейской религии. (1056.6) 96:4.4

3. Утверждение. Моисей учил людей, что Ягве был «Богом-ревнителем». Он строил национальное самосознание. Но он также учил, что «вечный Бог – твое прибежище, его власть непреходяща».

Моисей провозгласил Ягве Господом Богом Израиля, избравшим евреев своим народом; он создавал новую нацию и поступал мудро, придавая своему религиозному учению национальный характер и говоря своим последователям, что Ягве был суровым надзирателем, «Богом-ревнителем». Тем не менее, он стремился расширить их представление о божественности, внушая им, что Ягве есть «Бог духов всякой плоти», что «вечный Бог – твое прибежище, его власть непреходяща». Моисей учил, что Ягве верен завету, что он «не оставит вас, не погубит вас и не забудет завета с отцами вашими, ибо Господь любит вас и сдержит обещание, данное вашим предкам». (1057.2) 96:4.6

4. Утверждение. Моисей боялся провозгласить милосердие, предпочитая внушать людям страх перед Божьим правосудием.

Моисей боялся провозгласить милосердие Ягве и предпочитал внушать благоговейный страх перед Божьим правосудием, говоря: «Господь, Бог ваш, есть Бог Богов, Владыка Владык, великий Бог, могучий и страшный Бог, в глазах которого все равны». Пытаясь же обуздать буйные кланы, он заявлял, что «ваш Бог умерщвляет, когда вы не повинуетесь ему; он исцеляет и оживляет, когда вы повинуетесь ему». Однако Моисей учил эти племена, что они станут избранным народом Божьим только при том условии, что они «будут исполнять все его заповеди и соблюдать все его законы». (1058.4) 96:5.6

5. Утверждение. В те древние времена евреев почти не учили милосердию Бога. Они знали Бога как «Всемогущего».

В те древние времена евреев почти не учили милосердию Бога. Они знали Бога как «Всемогущего; Господь – великий воин, Бог сражений, славный в своем могуществе, сокрушающий своих врагов». «Господь, Бог твой, с тобой в твоем стане, чтобы спасти тебя». Израильтяне верили, что их Бог любит их, но что он также является тем, кто «ожесточил сердце фараона» и «проклял их врагов». (1058.5) 96:5.7


IV. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЯГВЕ ПОСЛЕ МОИСЕЯ

1. Утверждение. После кончины Моисея его возвышенное представление о Ягве стало быстро вырождаться. Простой люд вскоре вернулся к более древнему образу Ягве.

После кончины Моисея его возвышенное представление о Ягве стало быстро вырождаться. Иешуа и вожди Израиля чтили Моисеевы традиции премудрого, благотворного и всемогущего Бога, но простой люд вскоре вернулся к более древнему образу Ягве, который сложился некогда в пустыне. И эта постепенная деградация концепции Божества усугублялась на протяжении сменявших друг друга правлений различных племенных шейхов, так называемых Судей. (1059.2) 96:6.1

2. Утверждение. Однако даже в этот мрачный период то и дело появлялись учители-одиночки, провозглашавшие идущее от Моисея видение божественности.

Однако даже в этот мрачный период то и дело появлялись учители-одиночки, провозглашавшие идущее от Моисея видение божественности: «Вы, дети порока, не можете служить Господу, ибо он – Бог святой». «Может ли смертный человек быть справедливее Бога? Можешь ли, человек, быть чище своего Творца?» «Можешь ли ты разыскать Бога? Можешь ли в совершенстве постигнуть Вседержителя? Да, Бог велик, и мы не знаем его. Прикасаясь к Вседержителю, мы не постигаем его». (1059.5) 96:6.4


V. САМУИЛ

1. Утверждение. Самуил был решительным учителем и пытался вернуть весь Израиль к поклонению верховному Ягве времен Моисея.

Самуил был выходцем из древнего рода салимских учителей, сохранивших истины Мелхиседека как часть своей религии. Этот пророк был мужественным и решительным человеком. Только огромная преданность в сочетании с необыкновенной целеустремленностью позволили ему выдержать почти всеобщее сопротивление, с которым он столкнулся, попытавшись вернуть весь Израиль к поклонению верховному Ягве времен Моисея. (1062.4) 97:1.2

2. Утверждение. Самуил объявил, что Бог постоянен – и он не прихотлив. «... не человек он, чтобы раскаяться ему».

Однако великим вкладом Самуила в развитие концепции Божества стало его громогласное провозглашение неизменности Ягве – вечного воплощения постоянного совершенства и божественности. В те времена Ягве представлялся переменчивым, ревнивым и прихотливым Богом, вечно сожалеющим о том или ином своем поступке. Теперь же, впервые с того времени, как древние евреи вышли из Египта, они услышали поразительные слова: «Опора Израиля не скажет неправды и не раскается, ибо не человек он, чтобы раскаяться ему». (1063.1) 97:1.4

3. Утверждение. Самуил проповедовал искренность Бога, его верность завету. «Велик ты, Господи, Боже, ибо нет никого, подобного тебе, как нет Бога, кроме тебя».

Он вновь проповедовал искренность Бога, его верность завету. Сказал Самуил: «Господь не оставит своего народа». «Он заключил с нами вечный завет, твердый и непреложный». Так по всей Палестине прозвучал призыв вернуться к поклонению верховному Ягве. Этот энергичный учитель извечно провозглашал: «Велик ты, Господи, Боже, ибо нет никого, подобного тебе, как нет Бога, кроме тебя». (1063.2) 97:1.5

4. Утверждение. Самуил продолжал усовершенствовать свое понимание Бога. «Отдадимся на волю Господу, ибо велико милосердие его».

С годами поседевший старый вождь усовершенствовал свое понимание Бога, ибо он заявил: «Господь – Бог знающий, и дела у него взвешены. Господь будет судить во всех концах земли, поступая милосердно с милосердными, честно с честными». Здесь уже видны проблески милосердия, хотя оно и ограничено милосердными. Позднее он пошел еще дальше, когда в час народного несчастья призвал свой народ: «Отдадимся на волю Господу, ибо велико милосердие его». «Для Господа легко спасти немногих или многих». (1063.5) 97:1.8


VI. ИЛИЯ

1. Утверждение. Илия восстановил понятие Бога, которое существовало в дни Самуила. Он продвигал свои реформы несмотря на противодействие идолопоклоннического монарха.

Он восстановил в северном царстве понятие Бога, сравнимое с тем, которое существовало в дни Самуила. Илия почти не имел возможности предложить прогрессивную концепцию Бога. Как и Самуил, он был занят сокрушением алтарей Ваала и разрушением идолов лжебогов. Несмотря на противодействие идолопоклоннического монарха, он продолжал свои реформы. Его задача была еще более громадной и трудной, чем та, которая стояла перед Самуилом. (1064.2) 97:2.1

2. Утверждение. Противоречие между последователями Ягве и Ваала было социально-экономическим столкновением идеологий, а не религиозных различий.

Продолжительный спор между верующими в Ягве и сторонниками Ваала объяснялся скорее социально-экономическим столкновением идеологий, нежели различиями в религиозной вере. (1064.5) 97:3.1

3. Утверждение. Обитатели Палестины отличались своим отношением к частному землевладению. Для ягвеитов земля была неотчуждаемой.

Обитатели Палестины отличались своим отношением к частному землевладению. Для южных, или кочевых, аравийских племен (ягвеитов) земля была неотчуждаемой – даром Божества клану. Они считали, что землю нельзя продавать или закладывать. «Сказал Ягве, говоря: "Нельзя продавать землю, ибо земля принадлежит мне"». (1064.6) 97:3.2

4. Утверждение. Ваалиты свободно покупали и продавали землю. Культ основывался на собственности и плодородии земли.

Северные и более оседлые ханаанеи (ваалиты) свободно покупали, продавали и закладывали свои земли. Слово Ваал означает «владелец». Культ Ваала основывался на двух основных доктринах. Первая заключалась в легализации обмена собственностью, контрактов и договоров – права покупки и продажи земли. Во-вторых, считалось, что Ваал посылает дождь, – он являлся богом плодородия земли. Хороший урожай зависел от благосклонности Ваала. Этот культ в основном был связан с землей – владением землей и ее плодородием. (1064.7) 97:3.3


VII. АМОС И ОСИЯ

1. Утверждение. Это был большой шаг в переходе от племенного бога, требующего жертвы, к Богу, наказывающему преступления и аморальность даже в среде своего народа – таков был Бог, объявленный Амосом.

Огромный шаг при переходе от племенного бога – Ягве ранних евреев, которому в течение столь длительного времени служили при помощи жертвоприношений и ритуалов, – к Богу, наказывающему преступления и аморальность даже в среде своего народа, сделал Амос. Уроженец холмистого юга, он пришел как обличитель преступности, пьянства, тирании и аморальности северных племен. Никогда со времен Моисея столь беспощадные истины не провозглашались в Палестине. (1065.4) 97:4.1

2. Утверждение. Амос объявил неотвратимое правосудие Ягве – «Я не забуду никогда и ничего из сделанного вами».

Сказал Амос: «Ищите того, кто образовал горы и создал ветер, кто создал семь звезд и Орион, кто обращает тьму в ясное утро, а день делает темным, как ночь». Разоблачая полурелигиозных, приспосабливающихся и порой аморальных собратьев, он стремился описать неотвратимое правосудие неизменного Ягве, когда сказал о злодеях: «Даже если зароются они в преисподнюю, извлечет их оттуда моя рука; даже если поднимутся к небесам, свергну их и оттуда». «И даже если их поведут в плен враги, то я прикажу мечу правосудия, и он сразит их». Амос еще больше поразил своих слушателей, когда, направив на них обвиняющий перст, провозгласил от имени Ягве: «Я не забуду никогда и ничего из сделанного вами». «Я рассыплю дом Израиля по всем народам, как рассыпают зерна в решете». (1065.6) 97:4.3

3. Утверждение. Осия – последователь Амоса с доктриной всеобщего Бога любви, проповедовал прощение через раскаяние, а не жертвоприношение.

Осия – последователь Амоса и его доктрины всеобщего Бога правосудия – возродил представление Моисея о Боге любви. Он проповедовал прощение через раскаяние, а не жертвоприношение. Он провозгласил евангелие любви и божественного милосердия, говоря: «Я навек обручусь с тобой; да, я обручусь с тобой по правде и справедливости, с любовью и милосердием. И я обручусь с тобой в верности». «Соблаговолю любить их, ибо я больше не гневаюсь на них». (1066.2) 97:4.5


VIII. ПЕРВЫЙ ИСАЙЯ

1. Утверждение. Это было время, когда люди объявляли об угрозах наказаний за личные грехи и национальные преступления.

Это было время, когда одни объявляли об угрозах наказаний за личные грехи и национальные преступления северных кланов, а другие предсказывали несчастья как воздаяние за проступки южного царства. Именно на волне пробуждения совести и сознания древнееврейских племен появился первый Исайя. (1066.5) 97:5.1

2. Утверждение. Этот пророк сказал: «Восстаньте и радуйтесь, ибо пришел ваш свет...». «Своей любовью и благосердием он искуплял их».

Обращаясь к охваченным страхом и малодушным евреям, этот пророк сказал: «Восстаньте и радуйтесь, ибо пришел ваш свет, и слава Господня взошла над вами». «Дух Господа на мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим; он послал меня исцелять сокрушенных сердцем, возвещать свободу пленным и освобождать духовных узников». «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем, ибо он дал мне одежды спасения, одел меня в ризы правды». «Во всех бедах он был вместе с ними, и ангел его присутствия спасал их. Своей любовью и благосердием он искуплял их». (1066.7) 97:5.3


IX. ИЕРЕМИЯ

1. Утверждение. Хотя несколько учителей продолжали развивать евангелие Исайи, именно Иеремии было суждено сделать шаг в интернационализации Ягве.

Хотя несколько учителей продолжали развивать евангелие Исайи, именно Иеремии было суждено сделать следующий дерзновенный шаг в интернационализации Ягве – Бога евреев. (1067.4) 97:6.1

2. Утверждение. Иеремия проповедовал также справедливого и любвеобильного Бога, описанного Исайей.

Иеремия проповедовал также справедливого и любвеобильного Бога, описанного Исайей, провозглашая: «Да, любовью вечною я возлюбил вас и потому простер к вам благоволение». «Ибо не по воле сердца своего наказывает он сынов человеческих». (1067.6) 97:6.3


X. ВТОРОЙ ИСАЙЯ

1. Утверждение. Ни один пророк между Макивентой и Иисусом не достигал такого же высокого представления о Боге, которое возвестил еврееям Исайя второй.

Ни один пророк или религиозный учитель между Макивентой и Иисусом не достигал такого же высокого представления о Боге, которое Исайя второй возвестил в дни пленения. Провозглашенный этим духовным вождем Бог не был ограниченным и антропоморфическим созданием человека. «Взгляни, он поднимает острова, как песчинки». «И как небо выше земли, так мои пути выше ваших путей, и мои мысли выше ваших мыслей». (1068.5) 97:7.5

2. Утверждение. Исайя объявил Всеобщего Создателя, и никто и никогда не произносил ничего более прекрасного о небесном Отце.

Этот Исайя широко распространял евангелие, раздвигавшее представление о верховном Ягве. Он соперничал с Моисеем в красноречии, изображая Господа Бога Израиля как Всеобщего Создателя. Его описание бесконечных атрибутов Всеобщего Отца отличалось поэтичностью. Никто и никогда не произносил ничего более прекрасного о небесном Отце. (1069.4) 97:7.9

3. Утверждение. Этот отважный учитель провозгласил, что человек и Бог связаны теснейшей связью.

Этот отважный учитель провозгласил, что человек и Бог связаны теснейшей связью, сказав: «Каждого, кто называется моим именем, я сотворил для славы моей, и они будут возвещать мою хвалу. Я, я сам отпускаю грехи твои ради себя самого, и грехов твоих помнить не буду». (1069.5) 97:7.10