Язык
(Источник: Книга Урантии)
Что есть язык?
В языке алфавит представляет собой материальный механизм, в то время как слова, несущие смысл тысяч мыслей, великих идей и благородных идеалов, – любви и ненависти, трусости и храбрости, – отражают деятельность разума, протекающую в определяемых как материальным, так и духовным законом пределах, направляемую утверждением личностной воли и ограниченную внутренними ситуативными возможностями. ~ Книга Урантии, (2080.6) 195:7.21
Урантийское Откровение пришло на английском языке
В умах смертных Урантии – а именно так называется ваш мир – существует великая путаница в отношении таких понятий, как Бог, божественность и божество. Еще больше сбивают людей с толку взаимосвязи между божественными существами, обозначаемыми этими многочисленными названиями. Ввиду скудности понятийных средств и связанного с этим повсеместного смешения представлений, мне было поручено составить настоящее предисловие для пояснения смысла, который следует придавать определенным словесным символам, используемым в документах, переведенных на английский язык Урантии полномочным корпусом просветителей Орвонтона. ~ Книга Урантии, (1.1) 0:0.1
Ограничения языка
В нашем стремлении развить космическое сознание и усовершенствовать духовное восприятие мы ограничены использованием несовершенного языка данного мира, что чрезвычайно усложняет изложение расширенных понятий и новых истин. Однако наш мандат обязывает нас сделать всё возможное для передачи смысла, используя словесные символы английского языка. ~ Книга Урантии, (1.2) 0:0.2
Мы говорим о «первой» мысли Бога и указываем на невозможное временное происхождение Вечного Сына для того, чтобы получить доступ к системе мышления человеческого интеллекта. Только идя на компромисс и искажая подобным образом язык, мы способны установить контакт со связанным временными рамками разумом смертных. ~ Книга Урантии, (73.2) 6:0.2
Воистину трудно подобрать подходящие английские слова, с помощью которых можно было бы назвать и описать различные уровни силы и энергии, – физической, разумной или духовной. В данных повествованиях мы не можем полностью следовать принятым у вас определениям силы и энергии. Бедность языковых средств заставляет нас использовать эти термины в различных значениях. ~ Книга Урантии, (469.1) 42:2.1
В прошлом, настоящем или будущем Урантии нет языка, который мог бы адекватно выразить реальность бесконечности или бесконечность реальности. Человек – конечное создание в бесконечном космосе – вынужден довольствоваться искаженными отражениями и приблизительными представлениями о том безграничном, беспредельном, не имеющем начала и конца бытии, понять которое он поистине не в силах. ~ Книга Урантии, (1261.5) 115:3.1
Ангелы говорят на нашем языке
Получив назначение на планету, херувимы проходят локальные курсы подготовки, куда входит изучение планетарных обычаев и языков. Все попечительские духи времени двуязычны: они владеют языком локальной вселенной, в которой появились на свет, и языком своей сверхвселенной. Обучаясь в планетарных школах, они овладевают новыми языками. Херувимы и сановимы – так же, как серафимы и другие категории духовных существ, – постоянно занимаются самоусовершенствованием. Только те вспомогательные существа, которые заняты регуляцией и управлением энергии, неспособны к прогрессу; все создания, обладающие действительным или потенциальным волеизъявлением личности, стремятся к новым достижениям. ~ Книга Урантии, (422.5) 38:7.5
Музыка – это универсальный язык
Буквальна истина: «Мелодия способна изменить мир». На вечные времена музыка останется универсальным языком людей, ангелов и духов. Гармония является языком Хавоны. ~ Книга Урантии, (500.6) 44:1.15
Язык и хранители мыслей
Хранители мыслей. Это те мастеровые, которые посвящены сохранению высших мыслей сфер. В моронтийных мирах воистину дорожат сокровищами мысли. Перед первым посещением Урантии я видел записи и слышал трансляции идей некоторых великих умов этой планеты. Регистраторы мыслей хранят подобные благородные идеи на языке Уверсы.
Каждая сверхвселенная имеет свой язык, на котором говорят населяющие ее личности и который является господствующим во всех ее секторах. В нашей сверхвселенной таким языком является уверсский. Кроме того, каждая локальная вселенная имеет свой язык. Представители всех высших категорий Небадона двуязычны, владея как небадонским, так и уверсским языками. Когда встречаются два индивидуума из различных локальных вселенных, они пользуются уверсским языком; однако если один из них родом из другой сверхвселенной, они вынуждены обращаться за помощью к переводчику. В центральной вселенной язык почти не нужен. Здесь существует совершенное и практически полное взаимопонимание; только Боги понимаются здесь не полностью. Нас учат, что за время случайной встречи в Раю можно достичь большего взаимопонимания, чем можно добиться средствами смертного языка за тысячу лет. Уже в Салвингтоне мы «знаем так же, как знают нас».
Существующее в моронтийных и духовных сферах умение переводить мысль в язык недоступно пониманию смертных. Наши опытные регистраторы способны настолько ускорять процесс превращения мысли в постоянную запись, что за одну минуту урантийского времени можно зарегистрировать эквивалент более полумиллиона слов, или понятийных символов. Эти вселенские языки значительно богаче языков эволюционирующих миров. Понятийные символы Уверсы объединяют более миллиарда знаков, хотя сам алфавит состоит всего лишь из семидесяти символов. Язык Небадона не столь совершенен; его алфавит состоит из сорока восьми символов. ~ Книга Урантии, (503.2) 44:4.2
Язык и регистраторы понятий
Регистраторы понятий. Эта вторая группа регистраторов сохраняет понятийные образы, модели идей. Данная форма создания постоянных записей неизвестна в материальных мирах, и с помощью этого метода я мог бы получить больше знаний за час вашего времени, чем вы – за сто лет, используя обычный письменный язык. ~ Книга Урантии, (503.5) 44:4.5
Мы все будем двуязычными в вечности
Выучив язык локальной вселенной в четвертом обительском мире, вы посвящаете теперь больше времени совершенствованию уверсского, с тем чтобы к моменту прибытия в Иерусем и получения статуса постоянного проживания владеть обоими языками. Уже в столице системы все восходящие смертные владеют двумя языками, которыми они пользуются на протяжении всего пути вплоть до Хавоны. Всё, что необходимо в дальнейшем – это расширение своего словарного запаса в языке сверхвселенной, причем для поселения в Раю требуется новое его пополнение. ~ Книга Урантии, (537.2) 47:7.2
Устные и письменные переводчики. На раннем этапе моронтийного пути вы будете часто прибегать к помощи устных и письменных переводчиков. Эти лингвисты сфер владеют всеми языками локальной вселенной.
Освоение новых языков не будет автоматическим: вы будете учить языки во многом так же, как делаете это в своем мире, и эти блистательные существа будут преподавать вам языки. Первым языком, который вам предстоит освоить в обительских мирах, станет язык Сатании, а после него – язык Небадона. В период обучения этим новым языкам Моронтийные Спутники будут вашими умелыми и терпеливыми переводчиками. Никогда, ни в одном из этих миров вам не встретится посетитель, для разговора с которым вы не могли бы воспользоваться переводческими услугами одного из Моронтийных Спутников. ~ Книга Урантии, (546.5) 48:3.12
Нас учат, что за время случайной встречи в Раю можно достичь большего взаимопонимания, чем можно добиться средствами смертного языка за тысячу лет. ~ Книга Урантии, (503.3) 44:4.3
Язык в постадамический период (в нормально развивающихся мирах)
Постадамическая эра – это период интернационализма. В условиях почти полного выполнения задачи расового смешения национализм иссякает, и братство людей действительно начинает претворяться в жизнь. На смену монархической, или патерналистской, форме правления постепенно приходит представительная власть. Система образования становится всемирной, и планетарные языки постепенно вытесняются языком фиолетовой расы. Всеобщий мир и сотрудничество обычно наступают только после того, как расы становятся достаточно смешанными и начинают пользоваться одним языком. ~ Книга Урантии, (594.1) 52:3.10
Язык в период эры света и жизни
В течение эры света и жизни мир достигает всё большего процветания под отеческим правлением Планетарного Владыки. К этому времени миры развиваются под воздействием единого языка, единой религии и – в нормальных сферах – единой расы. ~ Книга Урантии, (624.7) 55:3.1
Ни один эволюционный мир не может рассчитывать на достижение второго этапа устойчивого существования в свете, пока в нем не останется один язык, одна религия и одна философия. Принадлежность к одной расе существенно упрощает подобное достижение, однако большое число народов не является препятствием для перехода Урантии на более высокие ступени. ~ Книга Урантии, (626.11) 55:3.22
Существуют широкие возможности для проведения подобающих игровых состязаний, юмористических представлений и для других индивидуальных и групповых видов деятельности. Особой чертой состязательной деятельности такого высококультурного мира является стремление индивидуумов и групп отличиться в космологических науках и космологических философских течениях. Процветают литература и ораторское искусство, а язык усовершенствован настолько, что способен символически выражать понятия и экспрессивно передавать идеи. ~ Книга Урантии, (630.3) 55:5.6
Мы видим, что в этих высокоразвитых мирах, давно уже находящихся на седьмом этапе развития, до своего преобразования люди полностью осваивают язык локальной вселенной. И я посетил несколько очень старых миров, обитатели которых обучались у абандонтеров языку сверхвселенной. ~ Книга Урантии, (631.2) 55:6.6
Первая человеческая пара (Андон и Фонта) и развитие языка
Уже в раннем возрасте они научились словесному общению. К десяти годам они разработали и усовершенствовали состоящий из жестов и слов язык, включавший почти полсотни понятий, и значительно улучшили и расширили примитивный метод общения своих предков. Однако как бы они ни старались, они смогли научить родителей лишь некоторым из своих новых жестов и слов. ~ Книга Урантии, (708.5) 62:5.7
Еще до широкого рассеяния андонических кланов их ранние попытки взаимного общения привели к появлению хорошо развитого языка. Этот язык продолжал расширяться; добавления вносились почти ежедневно благодаря новым изобретениям и приспособлениям к среде, которые создавались этими активными, неутомимыми и любознательными людьми. И вплоть до появления цветных рас этот язык являлся урантийской речью – языком древней человеческой семьи. ~ Книга Урантии, (714.4) 63:4.6
Язык и калигастийская сотня
В отношении цвета кожи и языка эти материализованные члены персонала Калигастии соответствовали андонитам. ~ Книга Урантии, (744.6) 66:4.7
Фад составил первый алфавит и ввел письменность. Этот алфавит включал двадцать пять знаков. В качестве материала для письма древние люди использовали древесную кору, глиняные дощечки, каменные пластины, подобие пергамента из выделанной кожи, а также грубое подобие бумаги, которая изготовлялась из осиных гнезд. Библиотека Даламатии, разрушенная вскоре после измены Калигастии, содержала более двух миллионов единиц хранения и была известна как «дом Фада».
Синий человек увлекался алфавитным письмом и достиг наибольшего прогресса в этой области. Красные люди предпочитали рисуночное письмо, в то время как желтые люди для выражения слов и идей перешли к символам, схожим с теми, которыми они пользуются сегодня. Однако, как и многое другое, алфавит был утрачен в результате смуты, последовавшей за восстанием. Измена Калигастии разрушила надежду мира на единый язык – во всяком случае, лишила его этой надежды на неопределенно долгий срок. ~ Книга Урантии, (746.7) 66:5.9
Язык, деньги и мир
Международная торговля будет содействовать укреплению мира на Урантии в значительно большей степени, чем любые сентиментальные рассуждения о мирном планировании. Торговым отношениям способствует развитие языка и совершенствование методов связи, а также появление новых средств сообщения.
Отсутствие общего языка всегда препятствовало росту мирных групп, но универсальным языком современной торговли стали деньги. Современное общество не распадается в значительной мере благодаря индустриальному рынку. Стремление к прибыли является могущественным цивилизатором, когда оно дополняется желанием служить людям. ~ Книга Урантии, (787.4) 70:3.4
Значение языка в развитии государства
Государство есть территориальная, социальная и регулятивная организация; наиболее сильным, успешным и устойчивым государством является то, которое образовано единой нацией, имеющей общий язык, нравы и институты. ~ Книга Урантии, (800.3) 71:1.1
Развитие государства зависит от ...
Преодоление многоязычия – торжество всеобщего языка. ~ Книга Урантии, (807.8) 71:8.12
Язык Эдема
Языком Эдема был андонический диалект в том варианте, которым пользовался Амадон. Ван и Амадон существенно улучшили этот язык, создав новый алфавит из двадцати четырех букв, с надеждой на то, что с распространением культуры Эдема на весь мир он станет языком Урантии. До того, как покинуть Иерусем, Адам и Ева в совершенстве овладели этим человеческим диалектом, поэтому сын Андона услышал, как возвышенный правитель Урантии обращается к нему на его собственном языке. ~ Книга Урантии, (829.4) 74:2.2
Вместо одного, готового к использованию языка, они столкнулись с общемировой путаницей многих сотен местных диалектов. Ни один планетарный Адам никогда не поселялся в более трудном мире. Препятствия казались непреодолимыми, трудности – неразрешимыми. ~ Книга Урантии, (839.4) 75:1.3
Язык и иудеи
В течение еще многих веков после прихода в Палестину иудеи почти не знали письменности. Они научились пользоваться алфавитом от соседних филистимлян – политических беженцев с Крита, где в то время существовала более развитая цивилизация. Примерно до 900 года до н. э. иудеи почти ничего не записывали, и так как письменность появилась у них в столь поздний период, в народе бытовало несколько различных преданий о сотворении мира. Однако после вавилонского плена они стали больше склоняться к видоизмененной месопотамской версии. ~ Книга Урантии, (838.1) 74:8.9
О выдающейся деятельности Моисея сохранилось так мало свидетельств потому, что во времена исхода у древних евреев не было письменности. Повествование об эпохе и деяниях Моисея было составлено на основе преданий, существовавших по прошествии более тысячи лет после смерти великого вождя. ~ Книга Урантии, (1057.7) 96:5.2
Духовенство и язык
Священники всегда стремились поразить простых людей и вызвать у них благоговение, используя для проведения религиозных ритуалов один из древних языков и выполняя различные магические пассы, призванные настолько мистифицировать верующих, чтобы усилить в них сознание благочестия и авторитет священников. Во всём этом заключена великая опасность подмены религии ритуалом. ~ Книга Урантии, (992.7) 90:5.6
Религия, Дух, молитва и язык
В течение долгого времени считалось, что возвращаясь к обычаям, созданным более древними нравами, можно заставить духов и полубогов совершать желаемые действия. Тем же грешит и современный человек. Вы обращаетесь друг к другу, пользуясь простым, повседневным языком, однако, начиная молиться, вы возвращаетесь к более древнему стилю другого поколения – так называемому высокому стилю. ~ Книга Урантии, (965.1) 87:6.14
Дух религии вечен, но форма ее выражения должна заново определяться при каждом обновлении словаря человеческого языка. ~ Книга Урантии, (1087.3) 99:1.6
Осознание восприятия духовных ценностей является опытом, выходящим за понятийную сферу. Ни в одном человеческом языке нет слова, с помощью которого можно было бы выразить это «чувство», «ощущение», «интуицию» или «опыт», – то, что мы решили назвать богосознанием. ~ Книга Урантии, (1130.5) 103:1.6
Животные и язык
Во второй половине того же дня Иисус и Ганид с удовольствием играли с очень умной овчаркой, и Ганид захотел узнать, есть ли у собаки душа и воля. В ответ на его вопросы Иисус сказал: «У собаки есть разум, способный знать материального человека, ее хозяина, однако неспособный знать Бога, который есть дух; поэтому собака не обладает духовной природой и не может приобрести духовный опыт. У собаки может быть воля, данная ей природой и усиленная тренировкой, но такая способность разума не является духовной силой, как нельзя ее сравнивать и с человеческой волей, поскольку она не основана на рефлексии, – она не является следствием распознания более высоких и нравственных значений или выбора духовных и вечных ценностей. Именно обладание такими способностями к духовной проницательности и выбору истины делает смертного человека нравственным существом – созданием, наделенным атрибутами духовной ответственности и возможностью вечной жизни». Далее Иисус объяснил, что именно отсутствие в животном таких умственных способностей делает принципиально невозможным появление в животном мире языка во времени или испытание чего-либо равноценного личностному сохранению в вечности. В результате полученного в тот день урока Ганид перестал верить в переселение душ людей в тела животных. ~ Книга Урантии, (1431.3) 130:2.8
Индоевропейская группа – мать языков
Цивилизация Туркестана постоянно возрождалась и обновлялась пришельцами из Месопотамии, в особенности – андитскими всадниками более позднего периода. В горах Туркестана формировался так называемый индоевропейский праязык: это была смесь местного андонитского диалекта с языком адамсонитов и поздних андитов. Многие современные языки произошли от этого раннего языка центрально-азиатских племен, покоривших Европу, Индию и северные пространства долин Месопотамии. Этот древний язык придал западным языкам всю ту общность, которая называется индоевропейской. ~ Книга Урантии, (872.7) 78:5.3
Язык и Урантийская цивилизация
Эффективность языка. Распространение цивилизации невозможно без языка. Живой и растущий язык обеспечивает развитие цивилизованного мышления и планирования. В древности были достигнуты значительные успехи в эволюции языка. Сегодня существует огромная потребность в дальнейшем языковом развитии для облегчения выражения эволюционирующей мысли.
Язык возник из группового общения, причем каждая местная группа выработала свою собственную систему обмена словами. В своем развитии язык прошел стадии жестов, символов, возгласов, звукоподражаний, интонации и ударения до обозначения гласных в возникших позднее алфавитах. Язык является важнейшим и самым полезным орудием человеческой мысли, однако он достигал высокого развития только тогда, когда у социальных групп появлялся определенный досуг. Тенденция играть словами приводит к появлению новых слов – сленга. Если большинство принимает сленг, то, переходя в общее пользование, он становится частью языка. Происхождение диалектов видно на примере детской речи, которую используют члены семьи при общении с ребенком.
Языковой барьер всегда был огромным препятствием на пути укрепления мира. Прежде чем культура может распространиться на всю расу, весь континент или весь мир, необходимо изжить диалекты. Всемирный язык способствует миру, обеспечивает развитие культуры и повышает благоденствие. Даже тогда, когда число мировых языков сократится до нескольких, знание их ведущими культурными народами будет иметь огромное значение для достижения всеобщего мира и процветания.
Хотя на Урантии очень мало сделано для создания международного языка, вы добились больших успехов в организации международной торговли. Необходимо способствовать развитию всех межнациональных отношений – касаются ли они языка, торговли, искусства, науки, соревнований или религии. ~ Книга Урантии, (908.5) 81:6.16
Язык и суеверия
Наука постепенно устраняет из жизни элемент азартной игры. Но случись так, что современные методы образования потерпят крах, – произойдет практически немедленный возврат к первобытной вере в магию. Такие суеверия до сих пор остаются в сознании многих так называемых цивилизованных людей. Язык содержит окаменелости, которые свидетельствуют о том, что человеческая раса в течение длительного времени была погрязшей в суевериях; это такие слова, как «очарованный», «родившийся под несчастливой звездой», «одержимость», «воодушевление», «дух вон», «простодушие», «чарующий», «как громом пораженный», «дух захватывает». И разумные люди до сих пор верят в удачу, сглаз и астрологию. ~ Книга Урантии, (972.7) 88:6.7
Язык во времена Иисуса
В дни Иисуса в Палестине преобладали три языка. Простой люд говорил на одном из арамейских диалектов; священники и раввины пользовались ивритом; образованные классы и более обеспеченные слои евреев говорили в основном на греческом. Выполненные в Александрии ранние переводы древнееврейских священных писаний на греческий в значительной мере стали причиной последующего господствующего положения греческой ветви в еврейской культуре и теологии. И вскоре на том же самом языке предстояло появиться писаниям христианских учителей. Возрождение иудаизма началось с греческих переводов священных книг древних евреев. Это стало важнейшим фактором, определившим ориентацию христианского культа Павла на Запад, а не на Восток. ~ Книга Урантии, (1338.5) 121:6.2
Кроме того, она [Мария – мать Иисуса] приспособила на крыше (служившей летней спальней) мелкие ящики с песком, в которых Иисус чертил карты и которые часто использовал для своих ранних упражнений в письме на арамейском, греческом и, позднее, иврите, ибо со временем он научился свободно читать, писать и говорить на всех трех языках. ~ Книга Урантии, (1358.11) 123:2.14
Иисус выучил индийский язык
Именно за те четыре месяца, которые Иисус провел в Дамаске, он усвоил основы языка, на котором говорили Гонод и Ганид. Здесь он много трудился над переводами с греческого на один из языков Индии, причем ему помогал уроженец той же области, где жил Гонод. ~ Книга Урантии, (1427.4) 130:0.4
Из Урмских лекций:
При общемировом правительстве национальные группы действительно получат возможность претворять в жизнь и пользоваться личными свободами, присущими подлинной демократии. Софизму самоопределения придет конец. С глобальным регулированием финансов и торговли настанет новая эра всеобщего мира. Вскоре сможет появиться общемировой язык, и забрезжит надежда на появление общемировой религии – или религий с общемировым подходом. ~ Книга Урантии, (1491.5) 134:6.11
На горе Преображения
Примерно через полчаса после того как трое апостолов погрузились в глубокий сон, их разбудил раздавшийся рядом внезапный треск, и, оглядевшись, к своему изумлению и ужасу они увидели, что Иисус ведет дружескую беседу с двумя яркими существами, облаченными в одеяния из света небесных миров. Лицо Иисуса и его фигура также светились ярким небесным светом. Эти трое разговаривали на непонятном языке, однако по некоторым сказанным вещам Петр сделал ошибочный вывод, что стоявшие рядом с Иисусом существа являлись Моисеем и Илией; в действительности это были Гавриил и Отец-Мелхиседек. По просьбе Иисуса физические управляющие сделали так, чтобы апостолы смогли стать свидетелями этой сцены. ~ Книга Урантии, (1753.4) 158:1.8
Римское влияние и язык
Римляне переняли от греков всю их культуру, заменив жребий представительной формой правления. И вскоре эта перемена стала благоприятной почвой для христианства в том смысле, что Рим познакомил весь западный мир с новой терпимостью к необычным языкам, народам и даже религиям. ~ Книга Урантии, (2072.5) 195:2.1
Целый ряд культурных завоеваний греков и политических побед римлян объединил Средиземноморье в одну империю с единым языком и единой культурой и подготовил западный мир к единому Богу. Иудаизм мог предложить такого Бога, но иудаизм был неприемлем как религия для этих латинизированных греков. Филон помог некоторым из них смягчить свои возражения, однако христианство раскрыло им еще лучшее представление о Боге, и они с готовностью приняли его. ~ Книга Урантии, (2073.4) 195:2.9
Христианство снискало благоволение Рима во времена великого противостояния энергичных учений стоиков и посулов мистериальных культов, обещавших спасение. Христианство принесло живительное утешение и освобождающую силу народу, испытывавшему духовный голод, в языке которого не было такого слова как «бескорыстие». ~ Книга Урантии, (2073.7) 195:3.3
Мировые влияния в первое столение после Христа
Хорошей иллюстрацией всего этого сочетания мировых влияний является деятельность Павла, который, будучи по своей религиозной культуре иудеем из иудеев, провозглашал евангелие еврейского Мессии на греческом языке, являясь при этом гражданином Рима. ~ Книга Урантии, (1332.3) 121:1.2
Урантия