09 Dec 2016 Fri 10:38 - Москва Торонто - 09 Dec 2016 Fri 03:38   

Разум

(Источник: Книга Урантии)


Head of human with blue grid and light in brain
Что такое разум?

Смертный разум представляет собой временную интеллектуальную систему, предоставленную человеку в пользование на срок материальной жизни; используя этот разум, люди либо принимают, либо отвергают возможность вечного существования. Разум – это практически единственная находящаяся в вашем распоряжении и подчиненная вашей воле часть вселенской реальности, и душа – ваше моронтийное «я» – в точности отображает плоды временных решений, принимаемых смертным «я». Внизу человеческое сознание мягко опирается на электрохимический механизм, а вверху оно едва уловимо соприкасается с системой духовно-моронтийной энергии. В течение своей смертной жизни человек никогда полностью не осознаёт ни одну, ни другую систему; поэтому он должен действовать в своем разуме, который он осознаёт. Продолжение жизни обеспечивается не столько тем, что разум понимает, сколько тем, что он стремится понять; духовная индивидуальность определяется не столько тем, что разум представляет собой, сколько тем, чем он стремится стать. Восхождение во вселенной зависит не столько от богосознания, сколько от страстного стремления к Богу. Важно не столько то, чем вы являетесь сегодня, сколько то, чем вы становитесь день ото дня и в вечности.

Разум является космическим инструментом, из которого человеческая воля может извлечь диссонансные аккорды разрушения, – и та же самая человеческая воля способна исполнить изысканные мелодии отождествления с Богом и последующего вечного бытия. В конечном счете, посвященный человеку Настройщик невосприимчив к злу и неспособен к греховности, однако смертный разум действительно можно извратить, исказить, сделать порочным и безобразным в результате греховных козней извращенной и своекорыстной человеческой воли. Аналогичным образом, этот же разум можно сделать благородным, прекрасным, истинным и добродетельным – действительно великим – в согласии с просветленной духом волей богопознавшего человека.

Эволюционный разум полностью устойчив и надежен только тогда, когда проявляет себя в двух крайних формах космической интеллектуальности – целиком механической или полностью духовной. Между интеллектуальными крайностями чисто механического управления и истинно духовной сущностью лежит та обширная группа эволюционирующих и восходящих разумов, чья устойчивость и покой зависят от выбора личности и отождествления с духом. ~ Книга Урантии, (1216.6) 111:1.5


Разум есть феномен, который, помимо различных энергетических систем, означает присутствие и активность живой опеки; и это справедливо для всех уровней интеллекта. В личности разум является вечным посредником между духом и материей; именно поэтому вселенная освещается тремя видами света: материальным светом, интеллектуальным озарением и духовным свечением. ~ Книга Урантии, (9.10) 0:6.8


Разум является матерью души

Душа человека есть его эмпирическое приобретение. Когда смертное создание решает «выполнить волю небесного Отца», пребывающий в его сознании дух становится отцом новой реальности человеческого опыта. Смертный материальный разум является матерью той же выявляющейся реальности. Субстанция этой новой реальности ни материальна, ни духовна – она моронтийна. ~ Книга Урантии, (8.10) 0:5.10


Промежуточные создания издавна называют эту эволюционирующую душу промежуточным разумом, противопоставляя его низшему, или материальному, разуму и высшему, или космическому, разуму. Этот промежуточный разум действительно является моронтийным феноменом, ибо он существует в области между материальным и духовным. Потенциальные возможности такой моронтийной эволюции определяются двумя вселенскими побуждениями разума: стремлением конечного разума создания познать Бога и обрести божественность Создателя и стремлением бесконечного разума Создателя познать человека и обрести опыт создания.

Этот божественный процесс развития бессмертной души становится возможным благодаря тому, что смертный разум является, во-первых, личностным и, во-вторых, соприкасается с реальностями сверхживотного уровня; этот разум пользуется сверхматериальной космической опекой, обеспечивающей эволюцию нравственного начала, способного принимать нравственные решения, благодаря чему устанавливается настоящая творческая связь с совокупной духовной опекой и внутренним Настройщиком Сознания.

Неизбежным следствием такого сопредельного одухотворения человеческого разума является постепенное рождение души – совместного детища разума, существующего на уровнях вспомогательных духов, и человеческой воли, господствующей над разумом, жаждущей богопознания и действующей в сотрудничестве с духовными силами вселенной, подвластными действительной частице самого Бога всего творения – Таинственному Наставнику. Так материальная и смертная реальность «я» выходит за пределы временных ограничений, присущих механизму физической жизни, и достигает нового выражения и новой идентификации в формирующемся средстве сохранения личной индивидуальности – моронтийной и бессмертной душе. ~ Книга Урантии, (1218.6) 111:2.8


Настройщик Сознания и Разум

В человеческом опыте действительность существования Бога демонстрируется появляющимся в человеке божественным присутствием – духовным Наставником, посылаемым из Рая для того, чтобы жить в смертном разуме человека и помогать ему в развитии бессмертной души, обретающей вечную жизнь. Три эмпирических феномена раскрывают присутствие этого божественного Настройщика в человеческом разуме:

  1. Интеллектуальная способность познания Бога – богосознание.
  2. Духовное побуждение найти Бога – богоискательство.
  3. Личностное стремление к богоподобию – искреннее желание выполнять волю Отца. ~ Книга Урантии, (24.1) 1:2.3

Огромным препятствием для всех наших попыток расширить и одухотворить человеческое представление о Боге являются ограниченные возможности смертного разума. Серьезной помехой при выполнении нашего задания становятся также ограничения языка и скудность материала, который можно использовать в качестве иллюстраций или сравнений в нашем стремлении описать божественные ценности и раскрыть духовные значения конечному, смертному разуму человека. Все наши усилия расширить человеческое представление о Боге были бы тщетными, если бы не тот факт, что смертный разум является обителью Настройщика, посвященного Всеобщим Отцом, и что он наполнен Духом Истины Сына-Создателя. Поэтому, полагаясь на присутствие в человеческом сердце этих божественных духов, помогающих расширить представление о Боге, я с радостью приступаю к исполнению своего задания в попытке предложить разуму человека нижеследующее описание природы Бога. ~ Книга Урантии, (33.3) 2:0.3


В духовном отношении человек наделен переживающим смерть Настройщиком Сознания. Если разум такого человека ощущает чистосердечное духовное побуждение, если его душа жаждет познать Бога и стать похожим на него, искренне желая выполнять волю Отца, то для него не существует ни негативного воздействия жестоких лишений, ни позитивной силы возможного вмешательства, которые могли бы воспрепятствовать уверенному восхождению такой божественно побуждаемой души к вратам Рая. ~ Книга Урантии, (63.5) 5:1.7


Все люди осознают нравственное начало этого всеобщего человеческого побуждения к бескорыстию и альтруизму. Гуманист приписывает это побуждение естественной деятельности человеческого разума; верующий более близок к истине, сознавая, что истинно бескорыстный стимул смертного разума является реакцией на внутреннее духовное руководство Настройщика Сознания. ~ Книга Урантии, (1134.1) 103:5.3


По мере восхождения в психических кругах – в различной, но возрастающей степени, порой непосредственно, но чаще опосредованно, – вы действительно общаетесь со своим Настройщиком. Однако опасно полагать, что каждое новое представление, возникающее в человеческом сознании, продиктовано Настройщиком. Чаще всего то, что существа вашей категории принимают за голос Настройщика, в действительности является порождением вашего собственного интеллекта. Это скользкий путь, и каждому человеку следует решать данные проблемы индивидуально в соответствии со своей природной человеческой мудростью и сверхчеловеческой проницательностью. ~ Книга Урантии, (1208.5) 110:5.6


Однако в отношении подавляющего большинства урантийцев Настройщик вынужден терпеливо ждать того избавления, которое несет смерть. Он должен ждать освобождения формирующейся души от почти полного господства энергетических структур и химических сил, свойственных вашему материальному типу существования. Главная трудность, с которой вы сталкиваетесь при соприкосновении со своим Настройщиком, заключается именно в присущей вам материальной природе. Редкий смертный является истинным мыслителем; вы не доводите духовное развитие и дисциплину своего разума до того состояния, которое благоприятствует связи с божественным Настройщиком. Человеческий разум почти совершенно глух к духовным призывам, которые представляют собой всеобщие трансляции разнообразных, исполненных любви вселенских посланий, исходящих от Отца милосердия и переводимых Настройщиком. Наставник практически не имеет возможности регистрировать эти воодушевляющие духовные веления в животном разуме, который столь всецело подчинен химическим и электрическим силам, присущим вашей физической природе. ~ Книга Урантии, (1213.1) 110:7.6


Хотя труд Настройщиков духовен по своей природе, им приходится строить всю свою деятельность на интеллектуальном фундаменте. Разум является человеческой почвой, на которой духовный Наставник должен вырастить моронтийную душу в сотрудничестве с подопечной личностью.

Существует космическое единство нескольких интеллектуальных уровней вселенной вселенных. Подобно тому, как туманности рождаются из космических энергий вселенского пространства, интеллектуальные «я» берут свое начало в космическом разуме. С согласия смертного разума, на человеческом (следовательно, личностном) уровне интеллектуальных «я» потенциальная возможность духовной эволюции приобретает господствующий характер, что происходит благодаря духовным способностям человеческой личности и созидательному присутствию в таких человеческих «я» сущностного центра, имеющего абсолютную ценность. Однако такое духовное господство над материальным разумом зависит от двух видов опыта: этот разум должен был уже пройти стадию служения семи вспомогательных духов, и материальное (личностное) «я» должно избрать сотрудничество с внутренним Настройщиком в создании и укреплении моронтийного «я» – эволюционной и потенциально бессмертной души.

Материальный разум является той ареной, на которой человеческая личность живет, сознает себя, принимает решения, приходит к Богу или оставляет его, увековечивает или уничтожает себя. ~ Книга Урантии, (1216.2) 111:1.1


Разум – это ваш корабль, Настройщик – ваш лоцман, человеческая воля – капитан. Хозяин смертного судна должен быть достаточно мудрым для того, чтобы доверить божественному лоцману проведение восходящей души в моронтийные гавани вечной жизни. Только эгоизм, леность и греховность человеческой воли способны отвергнуть указания такого любящего лоцмана и в результате привести к крушению смертной жизни на предательской мели отвергнутого милосердия и рифах греховности. С вашего согласия этот верный лоцман надежно проведет вас через преграды времени и ограничения пространства к самому источнику божественного разума и далее, вплоть до Райского Отца Настройщиков.

Во всех относящихся к разуму функциях космического интеллекта целостность разума преобладает над отдельными интеллектуальными функциями. В своей сущности, разум является функциональным единством. Именно поэтому разум неизменно демонстрирует это основополагающее единство, даже тогда, когда ему мешают, препятствуют неразумные действия и решения введенного в заблуждение «я». И это единство разума постоянно стремится к согласованию с духом на всех уровнях связи с теми «я», которые обладают величием воли и прерогативами восхождения. ~ Книга Урантии, (1217.4) 111:1.9


Не следует сокрушать человеческий разум одной только убедительностью логики или держать его в благоговейном страхе изощренным красноречием. Хотя невозможно полностью исключить эмоции как фактор в принятии людьми решений, тем, кто стремится способствовать делу царства, не следует прямо апеллировать к эмоциям в своих учениях. Обращайтесь непосредственно к божественному духу, пребывающему в разуме людей. Не взывайте к страху, жалости или одним только чувствам. Обращаясь к людям, будьте честны; проявляйте самообладание и должную сдержанность; демонстрируйте надлежащее уважение к личностям своих учеников. Помните мои слова: «Смотри, я стою у двери и стучусь, и если кто отворит дверь, я войду». ~ Иисус, Книга Урантии, (1765.4) 159:3.2


Эволюционный разум способен открыть закон, мораль и этику, однако посвященный ему дух, внутренний Настройщик, раскрывает эволюционирующему человеческому разуму законодателя – Отца, источника всего истинного, прекрасного и благого. И у такого просветленного человека есть религия, и он духовно подготовлен к долгому и увлекательному поиску Бога. ~ Книга Урантии, (2096.2) 196:3.26


Разум и Дух

Во внутреннем опыте человека разум соединен с материей. Такой связанный с материей разум не может пережить физическую смерть. Механизм сохранения жизни заключен в таких изменениях человеческой воли и таких превращениях богопознавшего смертного разума, когда дух становится его учителем и, в итоге, его водителем. В результате эволюции человеческого разума – от связи с материей к союзу с духом – потенциально духовные аспекты смертного разума превращаются в моронтийные реальности бессмертной души. Подчинившийся материи смертный разум становится всё более материальным и в конце концов обрекает себя на неизбежное исчезновение личности; разум, уступивший духу, становится всё более духовным, в итоге сливаясь с переживающим смерть и ведущим его духом и тем самым достигая посмертной жизни и вечного существования личности. ~ Книга Урантии, (26.1) 1:3.7


Распределение разума

Так же и с мудростью: факт свободного распределения разума для нужд миров ни на йоту не обедняет центральный источник божественной мудрости. Если по мере умножения вселенных и невообразимого увеличения числа обитающих в мирах существ будут бесконечно наделяться разумом всё новые создания высокого и низкого статуса, то и тогда центральная личность Божества будет заключать всё тот же вечный, бесконечный и преисполненный мудрости разум. ~ Книга Урантии, (50.1) 3:4.3


Всеобщий контур разума – Бесконечный Дух

Подобно тому, как центром всеобщего гравитационного контура является Остров Рай, всеобщего контура разума – Совместный Вершитель (Бесконечный Дух – Третье Лицо Божества), а всеобщего контура духа – Вечный Сын, так и центром личностного контура является личное присутствие Всеобщего Отца, и этот контур неизменно передает поклонение всех личностей, посвящаемое Исконной и Вечной Личности. ~ Книга Урантии, (71.6) 5:6.11


Параллельно физической вселенной, где гравитация Рая удерживает всю материю, существует вселенная духа, где слово Сына истолковывает мысль Бога и, «став плотью», демонстрирует исполненное любви милосердие, присущее совокупной природе объединенных Создателей. Однако через всё это материальное и духовное творение протянулась необъятная сцена, на которой Бесконечный Дух и его духовное потомство демонстрируют слияние милосердия, терпеливости и вечной любви божественных родителей к детям разума, задуманным и созданным в результате их совместных усилий. Извечное служение разуму – основа божественного характера Духа. И всё духовное потомство Совместного Вершителя испытывает это стремление оказывать помощь, это божественное побуждение к служению. ~ Книга Урантии, (94.3) 8:4.1


Абсолютный Разум есть разум Третьего Лица; он неотделим от личности Бога-Духа. В функционирующих существах разум связан с энергией или духом – либо и с тем, и с другим. Разум не заключен в энергии; энергия восприимчива к разуму и поддается его воздействию; возможно наложение разума на энергию, но сознание не находится в одной только материальной плоскости. Нет необходимости добавлять разум к чистому духу, ибо дух внутренне способен к осознанию и идентификации. Дух всегда интеллектуален, в определенном смысле разумен. Это может быть разум различного типа, предразум или сверхразум, даже разум-дух, но он всегда будет способен мыслить и знать. Проницательность духа превосходит разум, перерастает его и – теоретически – предшествует интеллектуальному сознанию. ~ Книга Урантии, (102.2) 9:4.2


Уникальность разума состоит в том, что им может наделяться столь широкий спектр живых существ. Через своих созидательных и созданных партнеров Третий Источник и Центр опекает все виды разума во всех сферах. Он помогает человеческому и субчеловеческому интеллекту через вспомогательных духов локальных вселенных и с помощью физических операторов содействует даже самым низшим, лишенным ощущений организмам наиболее примитивных типов живых существ. Управление разумом всегда проявляется через служение разумно-духовных или разумно-энергетических личностей. ~ Книга Урантии, (103.1) 9:5.3


Не считайте все явления разума божественными только потому, что его источник – Третье Лицо Божества. Корни человеческого интеллекта – в материальном происхождении животных рас. Разумность вселенной является не более истинным выражением Бога, который есть разум, чем физическая природа – выражением красоты и гармонии Рая. В природе есть совершенство, но природа не является совершенной. Совместный Создатель есть источник разума, но разум не является Совместным Создателем.

На Урантии разум есть следствие компромисса между высшим совершенством мысли и формирующимся складом незрелого человеческого ума. Цель вашего интеллектуального развития – возвышенное совершенство, однако, существуя в сосуде из плоти, вы еще очень далеки от этой божественной цели. Происхождение разума истинно божественно, как истинно божественна его участь, но ваш смертный разум еще не обладает божественным достоинством.

Часто, слишком часто вы вредите своему разуму неискренностью, ожесточаете неправедными помыслами; вы подвергаете его животному страху и терзаете ненужным беспокойством. Источник разума божественен, но разум, известный в мире вашего восхождения, вряд ли может быть предметом особого восхищения, тем более объектом обожания или поклонения. Созерцание незрелого и пассивного человеческого интеллекта должно вести только к смирению. ~ Книга Урантии, (103.3) 9:5.5


Чем больше расхождение духа и энергии, тем заметней функция разума; чем меньше различие между энергией и духом, тем менее заметна деятельность разума. Очевидно, максимальная активность космического разума наблюдается во временных вселенных пространства. Здесь разум, по-видимому, функционирует в промежуточной зоне между энергией и духом, но на более высоких уровнях разума положение иное; в Раю энергия и дух составляют, в сущности, единое целое.

Контур гравитации разума надежен. Он порождается Третьим Лицом Божества в Раю, но не все наблюдаемые функции разума предсказуемы. По всему известному творению, параллельно с этим контуром, существует некое малопонятное присутствие, функции которого непредсказуемы. ~ Книга Урантии, (104.5) 9:6.7


Совместный Вершитель реагирует как на материальные, так и на духовные реальности, что делает его в самой своей сущности всеобщим попечителем всех разумных существ, способных олицетворять союз как материальных, так и духовных аспектов творения. Наделение интеллектом – помощь материальному и духовному уровням через феномен разума – представляет собой исключительную сферу Совместного Вершителя, который становится, таким образом, партнером духовного разума, основой моронтийного разума и субстанцией для материального разума эволюционных созданий времени.

Разум – это метод, посредством которого духовные реальности становятся эмпирическими для личностей созданий. В конечном счете, объединяющие возможности даже человеческого разума – его умение согласовывать вещи, идеи и значения, – являются сверхматериальными. ~ Книга Урантии, (140.3) 12:8.7


Типы и модели разума определяются факторами бытия, существующими до появления созданий. После того как из их взаимной связи возникает создание (личностное или иное), разум является даром Третьего Источника и Центра, который представляет собой всеобщий источник служения разума всем существам ниже уровня Райских Создателей. ~ Книга Урантии, (236.5) 21:2.7


Космическая сила отвечает на воздействие разума

Космическая сила отвечает на воздействие разума, как космический разум – на воздействие духа. Дух – это божественный замысел, разум-дух – божественный замысел в действии. Энергия – это явление, разум – значение, дух – ценность. Уже во времени и пространстве разум устанавливает эти относительные связи между энергией и духом, предполагающие их взаимное родство в вечности. ~ Книга Урантии, (102.5) 9:4.5


Разум духовного создания отвечает на воздействие гравитации

Хотя в чисто материальных существах разум связан с энергией, а в чисто духовных – с духом, бесчисленные категории личностей, включая человеческие, обладают разумом, связанным как с энергией, так и с духом. Духовная сторона разума создания проявляется в его неизменной реакции на влечение духовной гравитации Вечного Сына, материальная сторона – в реакции на гравитацию материальной вселенной. ~ Книга Урантии, (104.3) 9:6.5


Разум и творческое воображение

Временные связи не существуют без движения в пространстве, но осознание времени существует. Последовательность событий позволяет осознать время даже в отсутствие движения. По своей природе, человеческий разум меньше связан с временем, чем с пространством. Даже в течение земной жизни во плоти разум человека жестко связан с пространством, в то время как его творческое воображение относительно свободно от времени. Однако само время не является генетическим свойством разума. ~ Книга Урантии, (135.4) 12:5.5


Дух не изменяется, а разум – эмпирическая переменная

В Раю ни один из трех видов энергии – физической, умственной и духовной – не является преобладающим. В эволюционном космосе энергия-вещество доминирует во всём, кроме личности, к господству в которой, через посредство разума, стремится дух. Дух является основополагающей реальностью личностного опыта всех созданий, ибо Бог есть дух. Дух не изменяется; поэтому во всех взаимоотношениях личности он трансцендентален по отношению как к разуму, так и веществу – эмпирическим переменным в мире постепенных достижений. ~ Книга Урантии, (140.10) 12:8.14


Разум вращается вокруг духовного ядра

У смертного человека есть духовное ядро. Разум – это индивидуальная энергетическая система, существующая вокруг божественного духовного ядра и функционирующая в материальном окружении. Такое живое взаимодействие разума и духа индивидуума образует вселенский потенциал вечной личности. Действительное несчастье, непоправимая беда, серьезное поражение или неотвратимая смерть могут прийти только после того, как эгоистические представления позволяют себе полностью вытеснить контролирующее воздействие центрального духовного ядра и тем самым разрушают космическую структуру индивидуальности личности. ~ Книга Урантии, (142.1) 12:9.6


Разум и Хавона

Миры Хавоны – это лаборатория для создателей космического разума и для попечителей разума каждого существующего создания. В каждом из миров Хавоны разум является иным и служит моделью для всякого духовного или материального интеллекта. ~ Книга Урантии, (161.7) 14:6.20


Космический разум

Главные Духи представляют собой семичастный источник космического разума, интеллектуальный потенциал большой вселенной. Этот космический разум является субабсолютным проявлением разума Третьего Источника и Центра; он обладает некоторой функциональной связью с разумом формирующегося Высшего Существа. ~ Книга Урантии, (191.4) 16:6.1


Разум есть функциональный дар Бесконечного Духа, вследствие чего он является бесконечным в потенциале и всеобщим в посвящении. Изначальная мысль Всеобщего Отца воплощается в вечности в двойственном выражении: Острове Рай и равном Отцу Божестве – духовном Вечном Сыне. Такая двойственность вечной реальности приводит к неизбежности Бога разума – Бесконечного Духа. Разум является незаменимым каналом связи между духовными и материальными реальностями. Материальное эволюционное создание способно осмыслить и понять живущий в нём дух только с помощью разума.

Этот бесконечный и всеобщий разум проявляется во вселенных времени и пространства как космический разум. И хотя он охватывает самые различные уровни – от первичного служения вспомогательных духов разума до величественного разума главного управляющего вселенной, – этот космический разум также адекватно объединен в верховенстве Семи Главных Духов, которые, в свою очередь, согласованы с Высшим Разумом времени и пространства и в совершенстве коррелированы со всеохватным разумом Бесконечного Духа. ~ Книга Урантии, (638.6) 56:2.2


Святой Дух и разум

Когда разум подобным образом обеспечивается опекой Святого Духа, он приобретает способность выбирать (сознательно или бессознательно) духовное присутствие Всеобщего Отца – Настройщика Сознания. Но только после того, как посвященческий Сын освободит Духа Истины для планетарного служения всем смертным, любой нормальный разум становится автоматически готовым к приему Настройщика. Деятельность Духа Истины сливается с присутствием духа Божественной Попечительницы. Связанные друг с другом двойной связью, эти духи парят над мирами, стремясь обучать истине и духовно просвещать человеческий разум, вдохновлять души созданий из восходящих рас, неуклонно ведя населяющих эволюционные планеты людей к их Райской цели, – божественному предназначению. ~ Книга Урантии, (379.4) 34:5.4


Семь вспомогательных духов разума

Именно присутствие в примитивных мирах семи вспомогательных духов разума определяет направление органической эволюции, объясняет ее целенаправленность и закономерность. Эти вспомогательные духи олицетворяют ту выполняемую Бесконечным Духом функцию служения разума, которая, благодаря действиям Материнского Духа локальной вселенной, распространяется на низшие категории разумной жизни. Вспомогательные духи – дети Вселенского Материнского Духа – являются личной помощью Духа материальному разуму. Всякое проявление такого разума свидетельствует об активности этих разносторонних духов. ~ Книга Урантии, (401.5) 36:5.1


Физиологическое обеспечение и анатомическая структура любой новой категории жизни являются реакцией на действие законов природы, однако последующее наделение разумом – это посвящение, выполняемое вспомогательными духами разума в зависимости от природных возможностей мозга. Хотя разум не является результатом физической эволюции, он целиком зависит от возможностей мозга, которые обеспечиваются чисто физическими и эволюционными процессами. ~ Книга Урантии, (670.1) 58:6.7


Семь вспомогательных духов разума являются разносторонними попечителями разума низших разумных существ локальных вселенных. Помощь, оказываемая данной категории разума, предоставляется из столицы локальной вселенной или же из одного из связанных с ней миров, но направляющее воздействие на функционирование разума низшего уровня осуществляется из столицы системы. ~ Книга Урантии, (738.4) 65:7.1


Только дух разума является бессмертным

Недуховный разум является проявлением либо духовной, либо физической энергии. Так и разум человека – разум личности – может сохраниться только через соединение с духом. Разум посвящается божественностью, но он не бессмертен, если его функционирование не связано с духовной проницательностью и если он лишен возможности поклоняться и жаждать продолжения жизни. ~ Книга Урантии, (403.5) 36:5.17


Эволюция в вечности не заключается только в духовном развитии. Интеллектуальные приобретения также являются частью вселенского образования. Опыт разума увеличивается пропорционально расширению духовного горизонта. Как разум, так и дух получают равные возможности для обучения и прогресса. Однако во всём этом возвышенном воспитании разума и духа вы навечно освобождаетесь от ограничений смертной плоти. ~ Книга Урантии, (412.6) 37:6.6


В интеллектуальном отношении вы приближаетесь к моронтийному типу бытия в той мере, в которой вы осознаёте это единение. Моронтийный разум есть термин, который обозначает сущность и совокупность сотрудничающих разумов, имеющих различную – материальную и духовную – природу. Следовательно, моронтийный интеллект означает двойственный разум, существующий в локальной вселенной и подчиняющийся единой воле. В случае смертных, это такая человеческая воля, которая становится божественной благодаря отождествлению человеческого разума с разумным началом Бога. ~ Книга Урантии, (1205.4) 110:2.6


Разуму присуща созидательность

Разуму всегда присуща созидательность. Интеллектуальные способности отдельного животного, смертного создания, моронтийного создания, духовного восходящего создания или завершителя всегда достаточны для формирования подходящего и удобного тела, необходимого индивидуальному живому созданию. Однако феномен присутствия личности или структура индивидуальности, как таковые, не являются проявлением ни физической, ни интеллектуальной, ни духовной энергии. Форма личности является структурным аспектом живого существа; под ней подразумевается конфигурация энергий, и это, в совокупности с жизнью и движением, представляет собой механизм существования созданий. ~ Книга Урантии, (483.9) 42:12.9


Дух является зодчим, разум – строителем, тело – материальным строением.

Физическая, духовная и интеллектуальная энергии – как таковые и в чистом виде – не вполне взаимодействуют в качестве актуальных сущностей физических вселенных. В Раю все три энергии равноправны, в Хавоне – координированы, в то время как на вселенских уровнях конечной деятельности неизбежно встречаются любые варианты материального, интеллектуального и духовного господства. В неличностных ситуациях времени и пространства физическая энергия кажется преобладающей, но вместе с тем представляется, что чем ближе функция духовного разума к божественности замысла и верховности действия, тем большим становится преобладание духовного аспекта, и что на предельном уровне господство духовного разума может стать почти полным. На абсолютном уровне дух, несомненно, доминирует. Начиная с этого уровня и продвигаясь вовне через пространственно-временные миры, где бы ни существовала божественная духовная реальность, где бы ни действовал подлинный духовный разум, существует тенденция к созданию материального, или физического, дубликата этой духовной реальности. ~ Книга Урантии, (483.12) 42:12.12


Смертный разум одинаков на всех планетах

Разум является даром Бесконечного Духа и вполне одинаково функционирует в различных средах. Смертные обладают аналогичным разумом, независимо от некоторых структурных и химических особенностей, характеризующих физическую природу волевых созданий локальных систем. Несмотря на личностные или физические планетарные различия, умственная жизнь всех этих разнообразных категорий смертных весьма схожа, как и начальный этап их пути после смерти. ~ Книга Урантии, (564.10) 49:4.8


Разум и культура

Культура предполагает определенное качество разума; невозможно повысить культуру, не возвысив разум. Высокоразвитый интеллект будет стремиться к возвышенной культуре и найдет путь для достижения своей цели. Отсталые умы отвергнут высшую культуру, даже если она будет предоставлена им в готовом виде. Кроме того, многое зависит от последовательных миссий божественных Сынов и степени просвещенности при наступлении соответствующих судных периодов. ~ Книга Урантии, (578.4) 50:6.4


Восстание Люцифера – "разум непогрешим"

Хотя в Небадоне уже произошли два восстания, это было в отдаленных созвездиях. По убеждению Люцифера, эти мятежи провалились из-за того, что большинство разумных существ не последовали за своими вождями. Он утверждал, что «власть за большинством» и что «разум непогрешим». Очевидно, то, что правители вселенной позволили ему свободно продолжать свою деятельность, укрепляло многие его гнусные убеждения. Он бросил вызов всем вышестоящим существам; однако казалось, что они не обращают внимания на его действия. Ему было позволено беспрепятственно исполнить свой план совращения. ~ Книга Урантии, (605.1) 53:4.4


Разум доминирует над материей

В космических лабораториях эволюции разум всегда доминирует над материей, и дух извечно взаимосвязан с разумом. Неспособность этих различных даров к синхронизации и взаимодействию может привести к временным задержкам, однако если индивидуум действительно познал Бога, жаждет найти его и стать таким, как он, то продолжение жизни обеспечено и не зависит от ограничений, накладываемых временем. Физическое состояние может ограничить разум, а умственная испорченность – замедлить духовные обретения, но ни одно из этих препятствий не способно сломить волю создания, сделавшего чистосердечный выбор. ~ Книга Урантии, (740.1) 65:8.5


Даже научные открытия не являются подлинно реальными в эмпирическом сознании человека, пока им не дано объяснение и не вскрыта их взаимосвязь, пока их существенные факты не становятся действительным значением благодаря включению в мыслительные потоки разума. Смертный человек смотрит даже на свое физическое окружение с уровня разума, в перспективе психологического восприятия. Поэтому неудивительно, что предложив чрезвычайно целостное толкование вселенной, человек стремится отождествить это энергетическое единство своей науки с духовным единством своего религиозного опыта. Разум есть единство; смертное сознание существует на уровне разума и воспринимает вселенские реальности через призму умственных способностей. Точка зрения разума не раскрывает экзистенциальное единство источника реальности – Первого Источника и Центра, – но она способна передать и когда-нибудь передаст человеку эмпирический синтез энергии, разума и духа в качестве Высшего Существа. Однако разум никогда не добьется успеха в этом объединении разнообразных проявлений реальности, не обладая ясным сознанием материальных вещей, интеллектуальных значений и духовных ценностей. Только в гармонии триединства функциональной реальности есть единство, и только в единстве есть личностное удовлетворение от реализации космического постоянства и последовательности. ~ Книга Урантии, (1120.2) 102:2.5


Когда человек желает видоизменить физическую реальность – будь то он сам или его среда, – ему удается сделать это в той мере, в которой он открывает пути и способы, позволяющие контролировать материю и управлять энергией. Разум, лишенный помощи, не имеет возможности воздействовать на что-либо материальное, кроме своего собственного физического механизма, с которым он неизбежно связан. Однако, через разумное использование механизма своего тела, разум способен создавать другие механизмы – и даже энергетические и живые связи, – используя которые этот разум обретает всё большую способность контролировать и даже подчинять свой физический уровень во вселенной. ~ Книга Урантии, (1222.4) 111:6.5


Контуры разума, исходящие из этих разнообразных разумных существ, представляют собой космическую арену, на которой создания делают свой выбор. Разум – это эластичная реальность, которой с такой легкостью могут распоряжаться и создания, и Создатели. Это важнейшее звено, соединяющее материю и дух. ~ Книга Урантии, (1270.13) 116:3.2


Если бы мы имели дело только с материальной вселенной, материальный человек никогда не смог бы прийти к представлению о механистическом характере такого исключительно материального существования. Это механистическое представление о вселенной само по себе является нематериальным феноменом разума, а всякий разум имеет нематериальное происхождение – какой бы всецелой ни представлялась его материальная обусловленность и механистическая управляемость. ~ Книга Урантии, (2079.1) 195:7.6


Разум и конфликт

Нравственный выбор всегда сопровождается большим или меньшим нравственным конфликтом. И первый такой конфликт в сознании ребенка возникает между эгоистическими побуждениями и альтруистическими порывами. Настройщик Сознания не пренебрегает личностными ценностями эгоистического мотива, но он оказывает свое воздействие таким образом, чтобы некоторое предпочтение оказывалось альтруистическим импульсам, ведущим к человеческому счастью и радостям небесного царства. ~ Книга Урантии, (1131.6) 103:2.7


"Если вы действительно желаете одержать победу над соблазнами менее существенной, низшей природы, вы должны достигнуть такого состояния духовного роста, при котором вы будете обладать настоящим, неподдельным влечением и любовью к более высоким и идеалистическим формам поведения, которыми ваш разум желает заменить эти более низкие и менее идеалистические наклонности, воспринимаемые вами как соблазн. Так вы освободитесь от соблазнов с помощью духовного преображения, вместо того, чтобы всё больше отягощать себя грузом обманчивого подавления смертных желаний. Старое и низшее будет забыто в любви к новому и высшему. Красота всегда торжествует над уродством в сердцах всех тех, кто озарен любовью к истине. В очищающей энергии нового и искреннего духовного чувства заключена огромная сила. И вновь я говорю вам: не уступайте злу, а побеждайте зло добром". ~ Иисус, Книга Урантии, (1738.4) 156:5.5


Человеческий разум плохо выдерживает раздвоение личности. Душа испытывает огромное напряжение, пытаясь служить и добру, и злу. В высшей степени счастливым и целесообразно объединенным является тот разум, который целиком посвящен претворению воли небесного Отца. Неразрешенные конфликты уничтожают единство и могут привести к разрушению разума. Однако попытки добиться спокойствия духа любой ценой, за счет отказа от благородных устремлений и духовных идеалов, не благоприятствуют необходимым для спасения качествам души. Такое спокойствие обретается скорее за счет решительной борьбы за торжество истины, и эта победа достигается преодолением зла с помощью могущественной силы добра. ~ Книга Урантии, (1480.4) 133:7.12


Смерть разума

Когда жизненно важные контуры, связанные с деятельностью высших вспомогательных духов разума, нарушаются из-за помрачения ума или вследствие частичного разрушения механизма мозга, а также если такие состояния перешли некоторую критическую точку и ущерб становится непоправимым, внутренний Настройщик немедленно освобождается и отбывает на Сферу Божества. В архивах вселенной личность смертного считается умершей при любом разрушении жизненно важных интеллектуальных контуров, необходимых для волевой деятельности человека. Это тоже смерть, независимо от продолжающегося функционирования живых механизмов физического тела. Без волевого разума тело более не является человеческим, однако, согласно предшествующему выбору человеческой воли, душа такого индивидуума может сохраниться. ~ Книга Урантии, (1230.1) 112:3.3


Разум и личность

В эволюционных сверхвселенных энергия-вещество преобладает во всём, кроме личности, где дух стремится обрести господствующее положение через посредство разума. Цель эволюционных вселенных – подчинение энергии-вещества разуму, согласование разума и духа, и всё это достигается благодаря созидательному и объединяющему присутствию личности. Таким образом, по отношению к личности, физические системы действительно становятся подчиненными, интеллектуальные системы – согласованными, и духовные системы – руководящими. ~ Книга Урантии, (1275.1) 116:6.1


Разум у животных

Во второй половине того же дня Иисус и Ганид с удовольствием играли с очень умной овчаркой, и Ганид захотел узнать, есть ли у собаки душа и воля. В ответ на его вопросы Иисус сказал: «У собаки есть разум, способный знать материального человека, ее хозяина, однако неспособный знать Бога, который есть дух; поэтому собака не обладает духовной природой и не может приобрести духовный опыт. У собаки может быть воля, данная ей природой и усиленная тренировкой, но такая способность разума не является духовной силой, как нельзя ее сравнивать и с человеческой волей, поскольку она не основана на рефлексии, – она не является следствием распознания более высоких и нравственных значений или выбора духовных и вечных ценностей. Именно обладание такими способностями к духовной проницательности и выбору истины делает смертного человека нравственным существом – созданием, наделенным атрибутами духовной ответственности и возможностью вечной жизни». Далее Иисус объяснил, что именно отсутствие в животном таких умственных способностей делает принципиально невозможным появление в животном мире языка во времени или испытание чего-либо равноценного личностному сохранению в вечности. В результате полученного в тот день урока Ганид перестал верить в переселение душ людей в тела животных. ~ Книга Урантии, (1431.3) 130:2.8


Различие между разумом человека и животных состоит только в степени развития, если не считать высших, полудуховных функций интеллекта. Поэтому животные (не зная поклонения и не обладая мудростью) неспособны испытать сверхсознание – сознание сознания. Разум животного сознает только объективную вселенную. ~ Книга Урантии, (1435.1) 130:4.9


Иисус взывает "юношу, который боялся" к разуму

"Однако с помощью своего тела ты мог бы вершить великие дела, если бы поспешил туда, где тебя ждут эти великие дела. Ты пытаешься бежать от своего несчастного „я”, но это невозможно. Ты и твои жизненные проблемы реальны; пока ты жив, ты не можешь уклониться от них. Но посмотри же: ты обладаешь ясным и способным умом; для управления твоим сильным телом тебе дана хорошая голова. Заставь этот разум решать свои проблемы; научи свой интеллект работать на тебя; не позволяй себе оставаться во власти страха, подобно бездумному животному. Ты должен сделать свой разум мужественным союзником в решении жизненных проблем – вместо того, чтобы быть рабом страха и покорным слугой подавленности и поражения, каким ты являлся до сих пор. Но самым ценным твоим даром, потенциалом настоящего достижения является дух, который живет в тебе и который будет побуждать и воодушевлять твой разум так, чтобы он контролировал себя и стимулировал тело, если только ты освободишь его от бремени страха и тем самым позволишь своей духовной сущности начать избавление от зла бездействия благодаря могущественному присутствию живой веры. И тогда эта вера сразу же преодолеет страх перед людьми за счет неотразимого присутствия той новой и всепоглощающей любви к своим собратьям, которая вскоре начнет переполнять твою душу благодаря рожденному в твоем сердце сознанию того, что ты являешься Божьим дитя". ~ Иисус, Книга Урантии, (1437.3) 130:6.3


Молитва, поклонение и разум

Иисус учил своих последователей, что после вознесения молитвы Отцу им следует на время оставаться в состоянии молчаливой восприимчивости, чтобы предоставить внутреннему духу лучшую возможность для разговора с внимающей ему душой. Дух Отца успешней всего говорит с человеком тогда, когда человеческий разум пребывает в состоянии истинного поклонения. Мы поклоняемся Богу с помощью пребывающего в нас духа Отца и посредством просвещения человеческого разума, который приобщается к истине. Поклонение, учил Иисус, делает поклоняющегося всё более похожим на существо, являющееся объектом поклонения. Поклонение – это преобразующий опыт, посредством которого конечное постепенно приближается и в итоге достигает присутствия Бесконечного. ~ Книга Урантии, (1641.1) 146:2.17


Пророк, сказавший: «Тот пребудет в совершенном мире, чьи помыслы остаются с Богом», не придерживался только лишь рассудочной веры в официальную теологию. Этот познавший истину человек открыл Бога; для него рассуждения о Боге не являлись только словами. ~ Книга Урантии, (1731.4) 155:6.6


Хотя разум не является местонахождением духовной сущности, он действительно служит ее вратами. ~ Книга Урантии, (1733.1) 155:6.13

Урантия

Что говорит книга Урантии о:

Cover How I Found Urantia Book

Cover About Urantia Book

galaxy