Образование
(Источник: Книга Урантии)
Вселенское Образование
Сделано всё возможное для того, чтобы разнообразные вселенские личности могли подниматься на новые уровни служения и совершенствовать свою деятельность. Вся вселенная – это одна огромная школа.
Методы, используемые во многих высших школах, не вмещаются в человеческое представление об искусстве обучения истине, однако основной принцип всей системы образования – это формирование характера посредством просвещенного опыта. Учителя обеспечивают просвещение; местонахождение во вселенной и статус восходящего создания предоставляют возможность для приобретения опыта; мудрое использование двух этих факторов формирует характер.
Суть небадонской системы образования заключается в том, что она предлагает вам задание, после чего предоставляет возможность обучиться идеальному и божественному методу его наилучшего выполнения. Вам дается конкретное задание, и одновременно вы обеспечиваетесь учителями, способными научить вас лучшему способу его выполнения. Божественный план образования обеспечивает тесную связь труда и обучения. Мы учим вас наилучшему исполнению того, что велим исполнить.
Цель всего этого обучения и накопления опыта заключается в том, чтобы подготовить вас к переходу в высшие и более духовные образовательные сферы сверхвселенной. Прогресс в пределах данной сферы индивидуален, но продвижение от одного этапа к другому совершается обычно целыми классами.
Эволюция в вечности не заключается только в духовном развитии. Интеллектуальные приобретения также являются частью вселенского образования. Опыт разума увеличивается пропорционально расширению духовного горизонта. Как разум, так и дух получают равные возможности для обучения и прогресса. Однако во всём этом возвышенном воспитании разума и духа вы навечно освобождаетесь от ограничений смертной плоти. Вам более не приходится постоянно примирять противоречивые и противоположные устремления духовной и материальной природы. Наконец-то вы можете наслаждаться единым побуждением познавшего величие разума, давно уже свободного от примитивной животной тяги к материальным вещам. ~ Книга Урантии, (412.2) 37:6.2
Истинное назначение всякого вселенского просвещения заключается в том, чтобы способствовать лучшей координации изолированного дитя миров с расширенными реальностями его растущего опыта. ~ Книга Урантии, (43.5) 2:7.12
Чем выше образованность создания, тем больше уважения оно проявляет к знанию, опыту и мнению других. ~ Книга Урантии, (278.3) 25:3.12
На земле вы были созданием из плоти и крови; в локальной вселенной вы являлись моронтийным существом; пребывая в сверхвселенной, вы представляли собой формирующийся дух; прибыв в приемный мир Хавоны, вы действительно и всерьез приступаете к духовному образованию; в Раю вам предстоит появиться в качестве ставшего совершенным духа. ~ Книга Урантии, (343.1) 30:4.26
Всегда существует возможность приобретения новых знаний, получения дополнительной информации в отношении чьего-либо настоящего или будущего труда, или в области будущей культуры, информации, которая призвана превратить восходящие существа в более разумных и полезных жителей моронтийных и духовных миров. ~ Книга Урантии, (502.5) 44:3.6
Определенную часть своего времени регистраторы всех серафических категорий посвящают образованию и подготовке моронтийных прогрессоров. Эти ангельские хранители фактов времени являются идеальными инструкторами всех тех, кого интересуют факты. ~ Книга Урантии, (554.5) 48:6.31
Эволюция в вечности не заключается только в духовном развитии. Интеллектуальные приобретения также являются частью вселенского образования. Опыт разума увеличивается пропорционально расширению духовного горизонта. ~ Книга Урантии, (412.6) 37:6.6
Цель человеческого образования
Целью образования должно быть приобретение умений, овладение мудростью, раскрытие индивидуальности и достижение духовных ценностей.
В идеальном государстве образование продолжается в течение всей жизни, и в должное время основным занятием становится философия. Граждане такого государства стремятся к мудрости как методу углубленного постижения смысла человеческих отношений, значений реальности, величия ценностей, целей жизни и высот космического предназначения.
Урантийцы должны иметь представление о культурном обществе нового и более высокого типа. С отмиранием экономической системы, основанной только на прибыли, образование поднимется на новый качественный уровень. Слишком долго оно было провинциальным, милитаристским, усиливающим эгоизм и развивающим карьеризм. Когда-нибудь оно должно стать всемирным, идеалистическим, раскрывающим индивидуальность, космическим по своему проникновению.
В последнее время образование вышло из-под контроля духовенства и перешло в руки юристов и бизнесменов. В конце концов его необходимо передать философам и ученым. Учителя должны быть свободными существами, настоящими лидерами, чтобы философия – стремление к мудрости – могла стать основным предметом образования.
Образование – это наука жить. Оно должно продолжаться на протяжении всей жизни, с тем чтобы человечество могло постепенно подниматься на возрастающие уровни доступной смертным мудрости:
1. Знание вещей.
2. Осознание значений.
3. Понимание ценностей.
4. Благородство труда – долг.
5. Мотивация цели – нравственность.
6. Любовь к служению – характер.
7. Космическая интуиция – духовная проницательность.
И затем, с помощью этих достижений, многие поднимутся на предельный для смертного разума уровень – уровень богосознания. ~ Книга Урантии, (806.1) 71:7.1
Образование должно развить и усилить врожденные свойства человеческого разума, цивилизация должна выразить их, жизненный опыт – реализовать, религия – облагородить, личность – объединить их. ~ Книга Урантии, (192.7) 16:6.11
Образование поднимается до постижения значений, а культура проникает в космические взаимосвязи и истинные ценности. Такие эволюционирующие смертные являются по-настоящему культурными, истинно образованными и в возвышенном смысле познавшими Бога. ~ Книга Урантии, (577.4) 50:5.9
Человеческое дитя рождается без образования; поэтому, управляя просвещением молодого поколения, человек в значительной мере способен изменить эволюционное направление цивилизации.
Важнейшими факторами двадцатого века, оказывающими влияние на развитие цивилизации и прогресс культуры, являются глобальный рост путешествий и беспрецедентное развитие средств связи. Однако улучшение образования отстает от прогресса социальной структуры; точно так же современное признание этических норм уступает достижениям в преимущественно интеллектуальных и научных областях. А в отношении духовного развития и охраны института семьи современная цивилизация пребывает в состоянии застоя. ~ Книга Урантии, (909.5) 81:6.24
Большинство жизненно важных решений любого нравственного эволюционного создания определяется образованием, воспитанием и опытом. ~ Книга Урантии, (756.8) 67:3.7
Цивилизация приобретается; она не является неотъемлемым биологическим свойством. Поэтому все дети должны воспитываться в культурной среде, а каждое новое молодое поколение должно заново получать образование. ~ Книга Урантии, (763.2) 68:0.2
Образование не изменяет законов вселенной
Одной только химии и физики недостаточно, чтобы объяснить, каким образом произошло развитие человека из первобытной протоплазмы древних морей. Способность к обучению, память и разнообразные реакции на воздействие среды являются свойствами разума. Законы физики нечувствительны к обучению; они непреложны и неизменны. Химические реакции не изменяются под воздействием образования; они единообразны и детерминированы. ~ Книга Урантии, (738.1) 65:6.8
Воспитание общественного мнения
Общественное мнение, общее мнение, всегда задерживало развитие общества; тем не менее, оно необходимо, ибо хотя оно и замедляет развитие общества, оно сохраняет цивилизацию. Воспитание общественного мнения – единственный надежный и истинный метод ускорения развития цивилизации. Сила является лишь временным средством, и культурный рост будет всё более ускоряться по мере того, как на смену погребальным урнам будут приходить урны избирательные. Общественное мнение, нравы – основная и стихийная энергия социальной эволюции и развития государства, однако для того, чтобы принести государству пользу, проявление этой энергии должно быть ненасильственным. ~ Книга Урантии, (802.1) 71:2.7
Политическая или административная форма управления не имеет большого значения при условии, что она обеспечивает прерогативы общественного прогресса: свободу, безопасность, образование и социальное взаимодействие. Ход социальной эволюции определяется не тем, каким является государство, а тем, что оно делает. В конечном счете, никакое государство не способно превзойти нравственные ценности своих граждан, проявляющиеся в избранных лидерах. Невежество и эгоизм приводят к краху даже высшего типа управления. ~ Книга Урантии, (803.1) 71:3.1
Обязательное образование – Программа развития
Программа развития эволюционирующей цивилизации включает следующие факторы:
1. Сохранение индивидуальных свобод.
2. Защиту семьи.
3. Содействие экономической безопасности.
4. Предотвращение заболеваний.
5. Обязательное образование.
6. Обязательную занятость.
7. Плодотворное использование досуга.
8. Заботу о несчастных.
9. Расовое совершенствование.
10. Содействие науке и искусству.
11. Содействие философии – мудрости.
12. Повышение космической интуиции – духовности. ~ Книга Урантии, (804.2) 71:4.2
Хорошее социальное окружение и надлежащее образование являются необходимой почвой и атмосферой для извлечения всех потенциальных возможностей из хорошей наследственности. ~ Книга Урантии, (848.6) 76:2.6
Образование против мудрости
Знания могут даваться образованием, однако мудрость, обязательная для истинной культуры, приобретается только с опытом, причем теми мужчинами и женщинами, которые разумны от природы. Такие люди способны учиться на опыте; они могут стать истинно мудрыми. ~ Книга Урантии, (908.2) 81:6.13
Истинные учителя
Много истинных учителей появлялось в различных племенах и у различных рас на всём протяжении долгой истории эволюции. И они всегда будут появляться, чтобы в любую эпоху бросать вызов тем шаманам или жрецам, которые противятся всеобщему образованию и пытаются затормозить научный прогресс. ~ Книга Урантии, (988.5) 90:2.9
Истинный учитель сохраняет свою интеллектуальную честность благодаря тому, что всегда остается учеником. ~ Книга Урантии, (1433.2) 130:3.7
Жизнь как образование
Смертный путь – эволюция души – является не столько испытанием, сколько образованием. Вера в сохранение высших ценностей служит стержнем религии. Истинный религиозный опыт заключается в единении высших ценностей и космических значений – осознании вселенской реальности. ~ Книга Урантии, (1219.4) 111:3.5
Образование и счастье
Образование должно быть методом постижения (открытия) более совершенных методов удовлетворения наших естественных и унаследованных побуждений, и счастье является проистекающей отсюда совокупностью этих улучшенных методов достижения эмоционального удовлетворения. Счастье мало зависит от среды, хотя приятное окружение может значительно способствовать счастью. ~ Книга Урантии, (1573.1) 140:4.10
Мудрые отцы тщательно планируют образование и адекватное воспитание своих сыновей и дочерей, готовя их смолоду к более серьезным обязательствам в последующей жизни. ~ Книга Урантии, (1604.3) 142:7.8
Светское образование
Полная секуляризация науки, образования, промышленности и общества может привести только к катастрофе. За первую треть двадцатого века урантийцы убили больше людей, чем погибло за всю христианскую эпоху. И это только первые ужасные плоды материализма и секуляризации; еще более страшные разрушения ждут вас впереди. ~ Книга Урантии, (2082.5) 195:8.13
Даже светское образование могло бы помочь этому великому духовному возрождению, если бы оно уделяло больше внимания обучению молодежи методам планирования жизни и воспитания характера. Смысл всякого образования должен заключаться в том, чтобы способствовать достижению высшей цели жизни – формированию величественной и гармонично развитой личности. Существует огромная потребность в воспитании нравственной дисциплины вместо чрезмерного самоуслаждения. Опираясь на такой фундамент, религия может использовать свой духовный стимул для расширения и обогащения смертной жизни, равно как для укрепления уверенности в жизни вечной и повышения ее ценности. ~ Книга Урантии, (2086.3) 195:10.17
Образование на соседней планете
Эти люди считают семью основным институтом своей цивилизации. От родителей и семьи требуется обеспечение важнейшей части образования и воспитания ребенка, причем отцы уделяют почти столько же внимания воспитанию ребенка, сколько матери. ~ Книга Урантии, (811.4) 72:3.4
Система просвещения этого государства характеризуется обязательным совместным обучением учащихся в средней школе – в возрасте от пяти до восемнадцати лет. Эти школы разительно отличаются от урантийских. Здесь нет классных комнат, и за один раз изучается только один предмет. После трех лет обучения все учащиеся становятся помощниками учителей в более младших классах. Книги используются только для получения информации, которая необходима для решения задач, возникающих в школьных мастерских и на фермах. В таких мастерских выпускается значительная часть используемой на континенте мебели, а также многие механические приспособления, ибо эта нация переживает великую эпоху изобретательства и механизации. При каждой мастерской есть рабочая библиотека, где в распоряжении учащихся имеется различная справочная литература. Кроме того, на крупных фермах, существующих при каждой школе, в течение всего срока обучения изучается сельское хозяйство и садоводство.
Раз в году каждый человек выходит на один месяц в отпуск. Школьное обучение продолжается в течение девяти месяцев из десяти, а каникулы проводятся в путешествиях вместе с родителями или друзьями. Такие путешествия являются частью программы обучения взрослых, которая продолжается в течение всей жизни. Средства для этого собираются с помощью тех же методов, которые используются в системе пенсионного страхования.
Четвертая часть школьного времени посвящается играм – спортивным состязаниям, в которых учащиеся проходят последовательные этапы: от местного уровня и уровня штата до региональных и общенациональных состязаний в умении и мастерстве. Таким же образом ораторские и музыкальные конкурсы, а также состязания в науке и философии привлекают учащихся на всех уровнях – от низших районных ступеней до состязаний за общенациональные призы. ~ Книга Урантии, (812.3) 72:4.1
Каждый ребенок, оканчивающий школу в восемнадцать лет, является искусным мастеровым. После этого начинается освоение книг и специальных знаний – либо в школах для взрослых, либо в вузах. Если блестящий студент завершает программу досрочно, он награждается временем и средствами для осуществления собственного проекта на выбранную им самим тему. Вся система образования рассчитана на получение индивидуумом адекватной подготовки. ~ Книга Урантии, (813.1) 72:4.6
Школьное управление является копией государственного с его тремя взаимосвязанными ветвями, причем учительский коллектив действует в качестве третьей ветви, выполняющей консультативные и законодательные функции. Основная задача обучения на этом континенте – сделать каждого ученика самостоятельным гражданином. ~ Книга Урантии, (812.7) 72:4.5
Это государство полно решимости заменить унизительный тип благотворительности сохраняющими человеческое достоинство государственными страховыми гарантиями обеспеченной старости. Государство обеспечивает каждого ребенка образованием и каждого человека работой; поэтому оно способно успешно осуществлять такую программу страхования для защиты немощных и престарелых. ~ Книга Урантии, (814.3) 72:6.1
В дополнение к основной программе обязательного образования, охватывающей возрастные группы от пяти до восемнадцати лет, существуют и другие виды специальных учебных заведений:
1. Школы государственного управления.
2. Школы философии.
3. Институты науки.
4. Школы профессиональной подготовки.
5. Армейские и военно-морские школы. ~ Книга Урантии, (816.6) 72:8.1
Четырехгодичные курсы обучения для этих молодых офицеров неизменно связаны с овладением каким-то ремеслом или профессией. Военная подготовка никогда не дается в отрыве от производственного, научного или профессионального обучения. За четыре года слушатели таких школ осваивают половину учебной программы любого специального учебного заведения, где обучение также продолжается четыре года. Так предотвращается формирование класса профессиональных военных благодаря тому, что большое число мужчин получают возможность обеспечить себя и одновременно освоить первую часть программы технического или профессионального образования. ~ Книга Урантии, (819.1) 72:11.2
Образование Иисуса
Наиболее ценную часть своего раннего образования Иисус получил от своих родителей, отвечавших на его глубокие и пытливые вопросы. Иосиф никогда не уклонялся от своих обязанностей, прилагая все свои силы и не жалея времени для ответов на многочисленные вопросы мальчика. С пятилетнего возраста, и пока ему не исполнилось десять лет, Иисус был настоящим почемучкой. Хотя случалось, что Иосиф и Мария не находили ответов на его вопросы, они всегда подробно обсуждали интересующие его вещи и пытались всеми возможными средствами помочь ему в стремлении достичь удовлетворительного решения проблем, возникавших в его живом уме. ~ Книга Урантии, (1357.7) 123:2.3
У евреев Галилеи существовал обычай, согласно которому мать отвечала за воспитание ребенка, пока ему не исполнялось пять лет, после чего, если это был мальчик, ответственность за его образование ложилась на отца. Поэтому в тот год в жизни Иисуса, сына галилейских евреев, начался пятый этап, в соответствии с которым 21 августа 2 года до н. э. Мария формально передала Иисуса Иосифу для дальнейшего воспитания.
Хотя отныне Иосиф брал на себя прямую ответственность за умственное и религиозное воспитание Иисуса, его мать по-прежнему принимала участие в его домашнем воспитании. Она учила его разбираться в лозах и цветах, росших вдоль окружавшей весь участок садовой ограды, и ухаживать за ними. Кроме того, она приспособила на крыше (служившей летней спальней) мелкие ящики с песком, в которых Иисус чертил карты и которые часто использовал для своих ранних упражнений в письме на арамейском, греческом и, позднее, иврите, ибо со временем он научился свободно читать, писать и говорить на всех трех языках. ~ Книга Урантии, (1358.10) 123:2.13
Семья продолжала расти; много денег уходило на дополнительное образование и путешествия, однако растущие доходы Иосифа всегда покрывали постоянно увеличивающиеся расходы. ~ Книга Урантии, (1360.2) 123:3.7
Иисусу уже исполнилось семь лет, и он был в том возрасте, когда еврейским детям полагалось начинать свое формальное образование в синагогальных школах. Поэтому в августе этого года началась его богатая событиями школьная жизнь в Назарете. Этот мальчик уже умел свободно читать, писать и говорить на двух языках – арамейском и греческом. Теперь же ему предстояло научиться читать, писать и говорить на иврите. И он с большим нетерпением ждал начала открывавшейся перед ним новой школьной жизни. ~ Книга Урантии, (1362.2) 123:5.1
Иисус получил нравственное воспитание и духовную культуру главным образом в семье. Он приобрел значительную часть своего интеллектуального и теологического образования от хазана. Однако свое истинное образование – подготовку ума и сердца к действительным испытаниям через преодоление различных жизненных трудностей – он получил в общении с людьми. Именно это общение с собратьями – взрослыми и детьми, иудеями и язычниками – позволило ему познать человеческий род. Иисус получил прекрасное образование, и потому он глубоко понимал людей и искренне их любил. ~ Книга Урантии, (1363.1) 123:5.8
Хотя Александрия могла бы предоставить Иисусу лучшие возможности для получения образования, чем Галилея, он был бы лишен столь замечательного окружения, позволявшего ему справляться с жизненными трудностями при минимальной помощи образования и, вместе с тем, дававшего огромные преимущества, которые заключались в возможности постоянно общаться со множеством мужчин и женщин всех слоев общества и со всех концов цивилизованного мира. Если бы он остался в Александрии, он получил бы образование под руководством евреев и исключительно в еврейском духе. Образование и воспитание, полученные им в Назарете, в большей мере подготовили его к пониманию иноверцев и дали ему лучшее и более взвешенное представление об относительных достоинствах восточной, или вавилонской, и западной, или эллинской, школ иудейской теологии. ~ Книга Урантии, (1366.1) 124:0.1
Каждую неделю хазан проводил один из вечеров с Иисусом, помогая ему осваивать священные книги евреев. Он был чрезвычайно заинтересован в успехах своего многообещающего ученика и поэтому был готов всячески помогать ему. Еврейский педагог оказывал огромное влияние на этот крепнувший ум, однако для него оставалось полной загадкой, почему Иисус был столь равнодушен ко всем его предложениям относительно возможности переезда в Иерусалим для продолжения образования под началом ученых раввинов. ~ Книга Урантии, (1370.3) 124:3.5
Несмотря на все неприятности, вызванные бунтарскими наклонностями Иисуса, старейшины чрезвычайно гордились юношей и уже начали составлять планы, которые позволили бы ему отправиться в Иерусалим для продолжения образования в знаменитых иудейских академиях. ~ Книга Урантии, (1373.5) 124:5.5
Пока весь Иерусалим возбужденно готовился к Пасхе, Иосиф нашел время, чтобы показать своему сыну город и посетить академию, в которой тот должен был продолжить свое образование двумя годами позже, сразу же по достижении необходимого пятнадцатилетнего возраста. Иосиф был не на шутку встревожен, заметив, сколь мало интересовали Иисуса все эти тщательно продуманные планы. ~ Книга Урантии, (1375.7) 124:6.13
Он по-прежнему углубленно занимался чтением под началом учителей синагоги. Он также продолжал заниматься домашним образованием своих братьев и сестер по мере того, как они достигали соответствующего возраста. ~ Книга Урантии, (1387.3) 126:1.3
Казалось, что именно в тот момент, когда появились хорошие перспективы и будущее представлялось в радужном свете, злой рок поразил главу этого назаретского семейства. Дела семьи расстроились, и все планы в отношении Иисуса и его будущего образования рухнули. Этот юноша-плотник, которому недавно исполнилось всего четырнадцать лет, осознал, что ему предстоит не только выполнить поручение своего небесного Отца и раскрыть божественную сущность на земле и во плоти, но что его молодой человеческой сущности придется взять на себя также заботу об овдовевшей матери и семи братьях и сестрах, равно как и о том ребенке, которому еще только предстояло родиться. Этот назаретский подросток стал единственной опорой и утешением столь внезапно осиротевшей семьи. Так было позволено произойти тем естественным для Урантии событиям, которые не могли не заставить этого юношу предначертанной судьбы столь рано взвалить на себя тяжелую, но имеющую огромное воспитательное и дисциплинирующее значение ответственность, появившуюся после того как он стал главой земной семьи, – отцом для своих собственных братьев и сестер, опорой и защитой для своей матери, хранителем семьи своего отца – единственной семьи, которую ему было суждено познать в этом мире. ~ Книга Урантии, (1388.2) 126:2.2
В этом году Симон пошел в школу, и им пришлось продать еще один дом. Иаков взял на себя обучение трех своих сестер, две из которых были уже достаточно большими для того, чтобы приступить к серьезной учебе. Как только подросла Руфь, она перешла на попечение Мириам и Марфы. Обычно девочки в еврейских семьях были плохо образованы, однако Иисус считал (и его мать была согласна с ним), что девочки должны ходить в школу наравне с мальчиками, и так как синагогальная школа их не принимала, единственное, что можно было сделать, это организовать специальное домашнее обучение. ~ Книга Урантии, (1396.2) 127:1.5
Изучая жизнь и опыт Сына Человеческого, вам следует помнить о том, что Сын Божий воплотился в разуме человека первого, а не двадцатого или иного века. Этим мы хотим выразить ту мысль, что человеческие способности Иисуса были приобретены естественным путем. Он являлся продуктом наследственных факторов и современного ему окружения, а также воспитания и образования. Его человеческое начало было подлинным, естественным; оно проистекало целиком из предпосылок фактического интеллектуального статуса и существовавших в то время и в том поколении социально-экономических условий, благоприятствовавших его развитию. Хотя в опыте этого Богочеловека божественный разум всегда обладал возможностью превзойти человеческий интеллект, тем не менее, когда функционировал его человеческий разум, он действовал так, как действовал бы истинно смертный разум в условиях человеческого окружения того времени. ~ Книга Урантии, (1521.2) 136:8.7
Урантия