07 Dec 2016 Wed 21:14 - Москва Торонто - 07 Dec 2016 Wed 14:14   

Бессмертие Личности.
Философские аспекты проблемы в свете учений книги Урантии

Дата добавления: 2008-11-18

Автор: В. Кондратьев

Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чём нашей жизни смысл? Он нам непостижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорают в пепел, в прах. А где, скажите, дым?

Омар Хайям


Суть проблемы знаменитый восточный поэт сформулировал в изумительно точной и сжатой форме. Вряд ли среди тайн бытия, занимающих человека с незапамятных времён, существует проблема более захватывающая, чем личное бессмертие. Ей посвящали свои труды выдающиеся умы человечества - ученые, светские и религиозные философы, писатели, поэты. Знаменитое изречение Платона «Философия есть meditatio mortis» (повторенное в святоотеческом тезисе Иоанна Дамаскина «Философия есть помышление о смерти») столь же актуально в нашу эпоху, как и в седой древности.

Проблема бессмертия личности по сути своей глубоко философская, и хотя её рассматривают с разных точек зрения -биологической, психологической, религиозной, - она должна включать всё, что характеризует человеческую личность, всё, что известно в этом отношении современному человеческому разуму.

Проблема бессмертия неотделима от Идеи Космоса, фактически она - порождение этой Идеи, универсальной для всех тысячелетних высокоразвитых древних цивилизаций: Египта, Вавилона, Индии, Древней Греции. Сейчас мы обнаруживаем, что античная Идея Единого Живого Космоса вновь предстаёт перед нами во всей её потрясающей непосредственности, и одновременно мы прозреваем ограниченность возможностей человеческого разума познать Космос путём изучения только лишь физической вселенной, хотя бы и на пределе «достижений современной науки».

Символично, что идея Платона о внетелесной и бессмертной душе, столь непосредственно изложенная главой неоплатоников Плотином в знаменитой шестой Энеаде «О бессмертии души», получает подтверждение в Посланиях Книги УРАНТИИ. Более того, оказывается, что и «данные современной науки» её не опровергают. Наука даже претендует на доказательство существования души, хотя и низводит её на физический уровень.

К началу периода европейского «мрачного средневековья» институциональная религия - христианская церковь - прочно утвердила свою власть и традиции в обществе, и индивидуум фактически бы!л подчинён диктату церкви. Целостный и самодостаточный Космос к тому времени был одухотворён идеей Бога-Творца: стихии Космоса подчинялись духовному началу Божества. И в то же время институциональная религия, переживавшая интеллектуальный и духовный упадок, всё больше превращала Космос, используя космологические термины, в иллюстрацию христианского учения о судьбе человека - гибели и спасении человеческой души. Кроме того, появилась новая духовная опасность - был «создан «сонм святых», которые, как считалось, обладали особым влиянием в божественных судах и в силу этого, при успешном обращении к ним, могли ходатайствовать за человека перед Богом» (2074:8).

Эпоха Возрождения знаменовала и возрождение христианства, но догмы и традиции, закреплённые веками человеческой истории, приходили во всё большее противоречие с прогрессий рующим рациональным знанием. Материалистические тенденции и набиравшие силу научные взгляды новой эпохи бросили вызов религии.

Возможно, именно это обстоятельство не позволило «русскому космизму» - феномену во многих отношениях замечательному в истории русской философии - преодолеть рамки материалистических воззрений в отношении проблемы бессмертия, хотя необычайная мощь духовного начала в их идеях и теориях поражает и сейчас. Поразительное ощущение возникает при чтении трудов известнейшего русского философа Николая Бердяева - настолько многие его взгляды близки к учениям Книги УРАНТИИ. Основоположник «русского космизма Н.Ф. Фёдоров в своём учении «Общее дело» выдвинул совершенно конкретную идею реального (физического) воскрешения «отцов», т. е. умерших ранее поколений предков. Стоит отметить, что последователи Н.Ф. Фёдорова продолжают развивать эту идею - «с учётом новейших естественно-научных данных» и «в соответствии с подходом, сформулированным представителями космологии, физики, химии, биологии, генетики, культурологии и философии». (См., например, В. Демин - в сборнике «Философия бессмертия и воскрешение», в. 1, М, 1996, с. 74). То есть и сейчас те, кто верит в абсолютную и всеобъемлющую мощь земной науки, считают реальной перспективой «воскрешение» умершего (в том числе и физическое).

Но даже если будут в совершенстве изучены генетический аппарат живой клетки и физические энергии, обеспечивающие её функционирование, эволюционную программу зарождения, развития и гибели целостного существа животного происхождения, каковым является человек, изменить не удастся, ибо она выходит за рамки физической вселенной и в принципе недоступна науке нашего пространственно-временного мира. Физическое тело человека функционирует как электро-химический механизм, но до сих пор неизвестна сущность даже тех видов физической энергии, которые давно и широко используются. Биологии, одной из наиболее быстро и интенсивно развивающихся наук, до сих пор не удалось создать ни одного нового вида в живой природе. Эволюционная программа вида «Homo sapiens» не может быть изменена самим человеком, ибо он сам - продукт сверхсмертного замысла.

Нереальность идеи физического «воскрешения» сейчас, пожалуй, очевидна даже крайнему ортодоксу, обожествляющему науку. Но прогресс технологий рождает, как и следовало ожидать, новые идеи, практическое осуществление которых приравнивается к «сотворению» человека, существование которого не будет ограничено временем. Прежнее понятие «Искусственный интеллект» - как бы уже пройденный этап (см. ниже). Речь идёт о создании целостной «бессмертной человеческой личности». Такую реальную перспективу видит профессор Института Технологии (штат Нью-Джерси, США) Александр Болонкин, причём уже в ближайшие два десятилетия. Основа идеи - замена биологических структур мозга микрочипами с переходом на полностью информационный характер функционирования организма и разработка «тела-скафандра» для такой «личности». Справедливости ради надо отметить, что автор идеи и не называет проектируемые создания, людьми, а обозначает их нейтральным термином «Е-существо». Обладая «электромагнитной душой», Е-существо получит безграничные возможности существования в пределах всего Космоса.

Эту идею поддерживает и развивает российский учёный Всеволод Зубаков («Эндоэкологическое отравление и эволюция. Стратегия выживания»). Он разделяет идею «Е-существа» и считает, что в его искусственный мозг можно переписать с любого человеческого мозга всё, вплоть до эмоций. Это «бессмертие» (людей? киборгов? Е-существ?) полностью игнорирует духовную составляющую человеческой личности. Иными словами, разум приравнивается к всецело (в данном контексте) материальному «искусственному интеллекту», а все проблемы, связанные с внутренней жизнью человека, все духовно-нравственные ценности и социальные значения, которые определяют цель и смысл жизни человека и эволюцию общества, начисто игнорируются.

Вряд ли перспектива такого «бессмертия» окажется привлекательной для человечества (которое при этом должно исчезнуть, хотя и может быть воссоздано тем же Е-существом). Да и термин «бессмертие» в данном случае лишён смысла – наука нашего пространственно-временного мира не может присоединить качества жизни к веществу.

Надо отметить, что идея «искусственного интеллекта» не исчезла, она переместилась в несколько иную плоскость. Родился образ «е-НОМО» - человека, который с самого дня рождения будет находиться в своего рода высокотехнологичном коконе, позволяющем ему иметь неограниченные резервы получения, владения и распоряжения информацией. Предполагается, что он обязательно предпримет попытку решить проблему своего бессмертия. Но высокие технологии не дают преимуществ в осознании духовных ценностей, а сама жизнь по-прежнему останется тайной для смертного разума.

Разум смертного человека никогда не мог примириться с представлением о полном прекращении существования личности в результате неизбежной физической смерти. Духовная составляющая человеческой личности всегда присутствовала - в явной или скрытой форме - в философских рассуждениях о её судьбе и предназначении. С этой точки зрения важно вспомнить о взглядах на проблему В.М. Бехтерева, изложенные в работе «Бессмертие личности как научная проблема». Хотя он и считал, что в результате (физической) смерти прекращается существование человека как личности и индивидуальности, он говорил также о «неуничтожимости нервно- психической энергии, которая составляет основу человеческой личности».

У наших наиболее глубоких православных религиозных мыслителей мы находим высказывания, очень близкие учениям Книги УРАНТИИ о продолжении духовной эволюции личности после жизни «во плоти». Вот слова архиепископа Луки (он же известный хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий): «Между телом и духом существуют постоянные связь и взаимодействие. Всё то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что вся жизнь нашего тела и души... теснейшим образом связана с жизнью духа». «Жизнь человека Разделена смертью на две половины: душевно-телесного и духовно-душевного бытия» (В.Ф. Войно-Ясенецкий, «Дух, душа и тело», 1978). Отец Пётр Калиновский: «Ко времени смерти тела развитие личности не закончилось. Загробная жизнь есть продолжение развития личности, начатого на земле. Полнота жизненного опыта достигается двумя периодами жизни души: на земле и за гробом» (П. Калиновский, «Переход», М, 1991). Глубоко и точно путь духовной эволюции человека характеризуют слова отца Александра Меня: «Путь бесконечен, развитие бесконечно, ибо сам Христос говорил о том, что человек призван быть совершенным, как Отец Небесный совершенен, а это значит - наше развитие не имеет границ, и в этом земном плане бытия зачинается нечто очень важное» (А. Мень, «Радостная весть», М., 1991).

В проблеме жизни и смерти человека есть только два несомненных факта: Первый - неизбежность гибели физического тела, его исчезновение как материального объекта. Второй - страх, чувство ужаса, охватывающее обычно человека перед лицом физической смерти, при этом связанное не столько с потерей физического тела, сколько с прекращением сознания и самосознания, потерей восприятия окружающего мира, своих чувств и мыслей. Оба этих факта взаимосвязаны и имеют в своей основе «парадокс человека» - его двойственность. Человек существует в природе, он - часть её. И в то же время он способен выйти за её пределы благодаря тому, что он наделён духовным ядром, содержащим искру божественности. «Дилемма смертного человека заключается в двойственном факте: он связан с природой и одновременно обладает уникальной свободой - свободой духовного выбора и действия. На материальных уровнях человек оказывается зависимым от природы, в то время как на духовном уровне он торжествует над природой и над всем бренным и конечным» (1222:1).

Факт физической смерти для убеждённого материалиста автоматически снимает саму проблему бессмертия личности. Если личность, воплощённая исключительно в материальной форме, исчезает полностью и бесследно - в чём проблема? Но такая точка зрения становится основой «логики отчаяния», порождаемой материальным разумом смертного создания, который признаёт доказательными лишь «факты науки», созданной тем же смертным разумом, ограниченным условиями нашего конечного пространственно-временного мира и находящимся на одном из относительно низких уровней вселенской реальности. Правда, всё большее число деятелей науки признают, что человек есть «что-то» помимо физического, материального тела, однако это обстоятельство не меняет общефилософской оценки проблемы жизни и смерти: физическая смерть признаётся неизбежным концом существования индивидуальности, прекращением жизни личности. И даже частичное признание духовной составляющей в человеке не помогает примириться с пропастью между бытиём и «небытиём» - в лучшем случае оно лишь порождает общечеловеческое религиозно-этическое учение, известное как «ars moriendi» - искусство умирать.

«Для неверующего материалиста человек есть всего лишь эволюционная случайность. Его надежды на продолжение жизни - плод смертного воображения; его страхи, любовь, желания и убеждения - всего лишь реакции случайных сочетаний некоторых безжизненных атомов вещества. Никакой всплеск энергии или выражение доверия не могут перенести его через могилу. Самозабвенный труд и воодушевляющий гений лучших представителей человечества обречены на уничтожение смертью - долгой и одинокой ночью вечного забвения и гибели души. Невыразимое отчаяние - единственная награда человека за жизнь, прожитую в трудах под бренным солнцем смертного существования. Каждый новый, день Медленно и верно затягивает петлю безжалостного рока, которая по решению враждебной и беспощадной материальной вселенной будет завершающим оскорблением всего прекрасного, благородного, возвышенного и добродетельного, что есть в человеческих желаниях. Однако, предел человека и его вечное назначение не в этом; такое видение - есть лишь крик отчаяния заблудшей души, сбившейся с пути в духовном мраке, продолжающей свою борьбу перед лицом механистической софистики материальной философии и ослеплённой путаницей и искажениями, которыми чревато сложное знание» (1118:2).

В тайну жизни и смерти пытались проникнуть все величайшие мыслители мира - во все времена. Тем не менее, она остаётся тайной и по сию пору. Пропасть между бытиём и «небытиём» перестала бы существовать только если бы человеческий разум мог преодолеть пропасть между материей и духом. Готовы мы признать это или нет, но наш смертный материальный разум существует и функционирует в физической вселенной, в том пространственно-временном мире, в котором обитает смертное создание, называемое человеком. Поэтому наука нашего материального мира принципиально не может дать доказательств существования Божества как высшей творящей силы. Вера - единственное, что позволяет человеку, живущему в конечном мире, ощутить бесконечность и осознать, что такое вечность, которой он сопричастен как дитя Бога.

Тело человека - материальный объект, его существование ограничено законами пространственно-временного мира, поэтому говорить о физическом бессмертии бессмысленно. Тем не менее, человеческая личность потенциально бессмертна. Оставляя в стороне более чем сложный вопрос о существе и атрибутах понятия «личность», примем как данное то, что человек обладает личностью, дарованной ему Всеобщим Отцом. Что же подразумевается под бессмертием личности?

«У смертного человека есть духовное ядро. Разум - это индивидуальная энергетическая система, существующая вокруг божественного ядра и функционирующая в материальном окружении. Такое живое взаимодействие разума и духа индивидуума образует вселенский потенциал вечной личности» (142:1). В человеке проявляются следующие уровни вселенской реальности:

1. Тело - материальный или физический организм человека.

2. Разум (интеллект) - думающий, сознающий, чувствующий механизм, связанный с чувственной жизнью и тянущий вверх - к уровню духа.

3. Дух - Божественный дух, частица Всеобщего Отца, Настройщик Сознания. Он не обладает личностью, но ему предстоит стать частью личности сохранившегося смертного создания.

4. Душа - эмпирическое приобретение человека, новая реальность, возникающая в процессе взаимодействия Настройщика Сознания и смертного материального разума. Именно душа обладает потенциалом бессмертия и именно она переживает физическую смерть; в этом случае ей предстоит дальнейший долгий путь развития и восхождения - при условии свободного выбора человеком этого пути.

Таким образом, вопреки распространённому представлению, душа не даётся человеку «автоматически» при появлении в этом мире. Душа формируется в период начальной жизни человека на эволюционирующей планете. Ей предстоит долгий путь духовной эволюции. Начинаясь при жизни в смертном физическом теле, этот путь продолжается и после физической смерти, продвигая эволюционирующую душу, шаг за шагом, к уровню совершенного духа. Не верно представление о том, что сразу после физической смерти человек способен превратиться в духовное существо. «Боги не могут превратить неотёсанное животное создание в совершенный дух с помощью некоего таинственного акта созидательного божества; во всяком случае, они не делают этого» (541:1). И далее: «Что за волшебство может таиться в смерти - естественном разложении материального тела, - чтобы столь простой шаг моментально превращал смертный и материальный разум в бессмертный и совершенный дух? Подобные воззрения - не более чем невежественные предрассудки и красивые небылицы» (541:2). Три фактора обусловливают возникновение души: человеческий разум, Божественный дух, пребывающий в этом разуме (Настройщик Сознания) и взаимосвязь материального разума и Божественного духа: при этом возникает новая вселенская реальность, заключающая в себе ценность и значение, не содержащиеся ни в одном из составных факторов такой связи. И именно она определяет бессмертие человеческой личности: «Ниспослание Настройщиков, их пребывание в созданиях, поистине является одной из непостижимых тайн Бога-Отца. Эти частицы божественной природы Всеобщего Отца заключают в себе потенциал бессмертия создания.

Настройщики - это бессмертные духи, и союз с ними дарует вечную жизнь душам слившихся с ними смертных» (448:8).

Нравится это кому-то или нет, но все претензии науки на «открытие» или «доказательство» души есть не более чем иллюзии, порождаемые гордыней, присущей смертному человеческому разуму, изначально ограниченному конечным материальным уровнем вселенской реальности.

В Книге УРАНТИИ мы читаем слова Иисуса о сущности души: «Когда человеческая душа становится зрелой, облагороженной и одухотворённой, она приближается к небесному статусу: это значит, что она приближается к положению сущности, занимающей промежуточное положение между материальным и духовным - материальным «Я» и божественным духом. Эволюционирующую душу человека трудно описать и ещё труднее продемонстрировать, ибо её невозможно обнаружить ни с помощью материального исследования, ни чисто духовной пробы. Материальная наука -равно как и духовная проверка не может продемонстрировать существование души. Несмотря на неспособность как материальной науки, так и духовных критериев обнаружить существование человеческой души, каждый нравственно сознательный смертный знает о существовании своей души в реальном и действительном личном опыте» (1478:6).

Итак, душа потенциально бессмертна. Чем же определяется актуализация потенциального бессмертия?

При всей сложности атрибутивного определения личности несомненны две его составляющие - самосознание и свободная воля (т.е. свобода выбора). В конечном итоге сам человек выбирает либо продолжение жизни, либо прекращение своего существования как индивидуальности, что фактически означает гибель души. Такой выбор может быть как осознанным, так и неосознанным; но при всех условиях человек должен знать, что он не бывает лёгким: «Совершение усилий и принятие решений являются важным условием обретения ценностей, необходимых для продолжения жизни» (578:3). И человек должен чётко и ясно представлять себе, что выбор зависит только от него самого: «Создав условия для роста бессмертной души и сняв с внутреннего «я» человека оковы абсолютной зависимости от априорной причинности, Отец отходит в сторону. Теперь, когда человек вызволен из цепей причинности -по крайней мере в том, что относится к его вечному пути, -и созданы условия для развития бессмертного «я», души, -человек должен сам либо желать создания своего бессмертного «я», либо препятствовать этому; и он должен сам сделать свой выбор. Никакое другое существо, сила, создатель или фактор во всей обширной вселенной вселенных не способно далее в малейшей степени помешать суверенности свободной воли смертного - принятия волевого решения в том, что касается вечного предназначения личности делающего этот выбор смертного. В отношении сохранения жизни в вечности Бог провозгласил суверенность материальной и смертной воли, и это решение абсолютно» (71:3).

Личность и индивидуальность не идентичны. «Человеческая личность вечна, но в отношении индивидуальности она является условной вечной реальностью. Появившись по воле Отца, личность достигнет уровня Божества, но человеку необходимо решить, будет ли он присутствовать при свершении такой участи. В отсутствие такого выбора личность достигнет эмпирического Божества непосредственно, став частью Высшего Существа. Этот цикл предопределён, но участие в нём человека является добровольным, личным и эмпирическим» (1232:3). Человек обладает индивидуальностью, которая проявляется в деятельности материального волевого разума. Однако, после ухода из этого мира, личность, сделавшая свой собственный выбор, способна перенести индивидуальность в более высокоорганизованную систему моронтийной души, которая фактически приобретает характер «промежуточного» моронтийного разума ещё при смертной жизни - и при участии Настройщика Сознания совершенствуется для проявления личности на более высоком уровне вселенской реальности.

Урантия

Что говорит книга Урантии о:

Cover How I Found Urantia Book

Cover About Urantia Book

galaxy