Путь простоты и тропинки основательности
Дата добавления: 2008-12-04
Автор: Джефф Уотлз
Эта статья является частью первой главы книги о философии жизни. Она иллюстрирует возможные пути бесед с широкой аудиторией об идеях Книги УРАНТИИ.
Если вы когда-нибудь во время путешествия спрашивали о направлении и получали неправильный ответ, вы, несомненно, предпочли бы, чтобы собеседник просто сказал: «Я не знаю». Пути к истине, красоте и добродетели различны. Вы можете предугадывать эти пути, так как вы не новичок в этой области. Вы уже с чем-то познакомились, что-то узнали и обрели мудрость. Вы уже можете видеть, имеют ли смысл эти направления, исходя из того, что вы уже знаете, и приблизят ли они вас к цели. Вы свободны в своём решении отвергнуть или модифицировать любое из предложенных направлений. Если я показываю вам, как найти булочную, ваш нос может подтвердить, что вы приблизились к ней. Это справедливо и для нашего путешествия. Мы начинаем с фактов и идём к значениям и ценностям. Аромат истины должен становиться сильнее с каждым шагом по этому пути.
Истина, красота и добродетель пронизывают всё наше бытиё как существ, которые думают и чувствуют, и каждый раз, когда разум начинает осознавать что-либо, он приближается к истине. Это может происходить, когда вы читаете серьёзную статью в научном журнале, или вдруг начинаете размышлять об интуитивном высказывании ребёнка, или осознаёте что-то во время духовной практики. Каждый раз, когда мы искренне радуемся
чему-нибудь, мы испытываем ощущение красоты - как в прекрасном саду или при чтении великолепной поэмы. Наши поступки вступают в область добродетели, когда касаются наших взаимоотношений и групп, к которым мы принадлежим. Истина, красота и добродетель - это ценности, которые уверенно управляют этими областями нашей жизни.
Эти ценности нужны, чтобы жить. Когда мы в порядке, наш дух любознательности пробуждён; нас ведёт земная мудрость; мы духовно живы. Когда мы восприимчивы к естественной и художественной красоте, мы энергичны, но не порывисты. Если мы жизнерадостны, мы сохраняем истинное чувство юмора. Если мы внимательны к нуждам окружающих, мы нравственно активны. При всём нашем чувстве гордости и сознании своего роста мы сохраняем полное уважение к себе и другим. Начинает выявляться спонтанная красота характера, и любовь мотивирует наши взаимоотношения. Даже живя среди ошеломляющих проблем сегодняшнего мира, мы видим здоровье, здравомыслие и счастье. Каждый из нас временами испытывал эти состояния, но каким образом мы можем культивировать их более полно? Для этого нам нужна философия жизни.
Путь простоты
Есть два подхода к выбору предпочтительного жизненного пути. Первый - путь простоты. Начните жить в истине, красоте и добродетели прямо сейчас. Не откладывайте решения до наступления нового года, не ждите окончания этой страницы жизни. Мудрость уже доступна вам, и имеющейся у вас интуиции достаточно для начала. Будьте верны тому самому лучшему, что вы уже знаете. Находите красоту в жизни. И, кроме всего этого, пусть добродетель господствует во всём, что вы делаете.
Бывают моменты, когда путь простоты является единственно честным в опыте жизни; любой другой путь был бы ненадёжным. Не увиливайте от решения проблемы, спрашивая «как»? Не ищите простых шагов, которые облегчают полное смысла восхождение к чему-либо, что разум хотел бы легко постигнуть, обещая чудеса без усилий. Наберитесь смелости войти в настоящее прямо сейчас. Уйдите от вероучений, догм и книг. Истина здесь. Проснитесь. Красота в ваших руках. Пусть ваши чувства услышат зов добродетели. Следуйте ему и будьте свободны.
Путь простоты есть зов алтаря, знак Высшего, провозглашённое откровение, решающий акт служения, восторженное объятие. Он пугает осторожных, тех, кто боится поверить в себя, и тех, кто сомневается в своей искренности.
Тропинки основательности
Простота открывает. Тропинка открывается. Мы можем оценить тропинку в отношении той степени основательности, которая соответствует нашей цели. Мы можем оценивать детали, бороться с трудностями, тратить годы на дальнейшие исследования и дискуссии, и молчание, получая и отдавая. Действительно ли мы думали над тем, что смогли бы взобраться на Эверест знания, мудрости и истины без того, чтобы потратить десятилетия посвященной этому жизни? Следование тропинками основательности есть второй подход к задаче совершенствования качества жизни, к которому мы стремимся.
Наши понятия об истине, красоте и добродетели формируются через опыт и усилие, учёбу и борьбу. В момент просветления приходит понимание. Кристаллизуется синтез. Затем жизнь делает новый поворот и мы должны вновь делать усилие, продолжая борьбу после вчерашних побед, чтобы пережить новое озарение - на новом витке. Изменённое понятие подталкивает к новой интерпретации и расширенному синтезу. При этом наши понятия приобретают ясность, глубину и силу. Они становятся полезными инструментами для нашего последующего взаимодействия с энергией и развивающейся реальностью. Чтобы играть такую роль, эти значимые понятия должны быть чем-то большим, чем статичные идеи. Понятия выходят за пределы определений и даже за пределы самого интеллекта. Слово «понятие» латинского происхождения и объединяет два слова: «схватывать» и «вместе». Мы должны объединить полный спектр человеческого опыта - материального, интеллектуального и духовного, чтобы сформировать достойное понятие. Следовательно, понятия имеют трансцендентальный аспект. Факты в нашем непосредственном окружении могут подвергаться критике, но мы берём на себя смелость предвидеть космическую перспективу. Земные образцы красоты вызывают восторг, но мы размышляем о красоте в масштабе вселенной. Человеческая добродетель заслуживает уважения, но своего высшего значения она достигает только в связи с божественной добродетелью.
Реальность ни хаотична, ни жёстко детерминирована. Поэтому наше движение этапами или сериями шагов не может быть ни произвольным, ни догматическим. Основные категории, которые мы используем - истина, красота и добродетель; материальное, интеллектуальное, духовное - не жёстко изолированные ячейки. Жизнь смешивает то, что интеллект различает. Тем не менее, мы можем разграничить территорию и наметить направления, чтобы прикоснуться к удовлетворяющей нас области существенного. Двигаясь от единичного к множественному, от отдельного к общему, истина преобразуется в истины науки, философии и духовного опыта; красота - в естественное и создаваемое искусством разнообразие; добродетель - в нравственность и характер. Каждая из этих категорий в дальнейшем видоизменяется, превращаясь в принципы и действия, которые формируют легко воспринимаемые ключевые понятия. Таким образом, - да, существуют шаги, смысл которых может уловить любой.
Хотя вы можете рассматривать эти темы в любом порядке, есть причина для предпочтительной последовательности очередных этапов. Они ведут через восходящие и нисходящие тропинки, путешествие вовнутрь и вовне. Ищущий истину и стремящийся к космическому полёту должен прежде всего подготовить космический корабль с научным обеспечением - начать с философского воспламенения и подъёма ввысь. И однажды наш рискованный поиск истины оказывается успешным, время наслаждаться красотой - оптимальным, добродетель достигает требуемой высокой орбиты, и миссия должна быть завершена только возвращением на землю.
Объединение двух подходов
Можем ли мы объединить путь простоты и тропинки основательности? Мы должны это делать. Это делается привнесением чистосердечного подхода простоты на тропинки основательности. Такая чистосердечность открывает дорогу исследованию и творчеству. Путь простоты и тропинки основательности дополняют друг друга. Долгий путь к настоящей любви требует терпения и размышления, и таким образом создаётся дополнение к короткому пути - немедленному обретению любви, найденной в общении. Долгий путь зависит от всех моментов на коротком пути, а короткий путь обогащается каждым шагом на длинном пути.
В повседневной жизни мы обычно полагаемся на простоту интуиции, и лишь периодически выкраиваем время для углублённого размышления в сфере основательности, но умение размышлять оттачивает интуицию/Глубокие спонтанные отклики являются плодом ключевых решений, а они приходят в результате глубокого размышления. Глубина подлинной простоты зависит только от трудов на полях основательности. Простые понятия становятся глубоко значимыми через опыт преодоления сложностей, тогда как проникновение в основательность держится в колее благодаря обязательствам, выраженным в простых терминах. Таким образом, мы движемся назад и вперёд между простыми утверждениями существенных понятий и более основательными путями структурированного изучения, между интуицией, правополушарной простотой, и методической левополушарной сложностью. Это движение и есть жизнь наших самых основных понятий истины, красоты и добродетели.
Урантия