18 Apr 2024 Thu 08:04 - Москва Торонто - 18 Apr 2024 Thu 01:04   

Нравственность как категория вселенской реальности

Дата добавления: 2008-02-24

Автор: В. Кондратьев

Обычно нравственность определяется как относительно устойчивая система норм общественного поведения, объединяемая этикой, изучающей межличностные отношения. В этой работе речь пойдёт о личной нравственности как о внутреннем, изначальном - с космической точки зрения, качестве личности. Хотя нравственный уровень осознания ценностей - это уровень разума, "один только ум неспособен объяснить природу нравственности. Личности человека свойственно нравственное поведение, добродетель" [192:8].

Личная нравственность развивается на основе самосознания, и, также как общественная нравственность, отсутствует у животных. При этом общественная нравственность "является всецело результатом эволюции" [68:4]. Реализация и личной и общественной нравственности, совершенно очевидно, определяется как уровнем разума, так и уровнем духовного развития человека, его личным религиозным опытом. "Как нравственное существо, человек необъясним без признания реальности Всеобщего Отца" [53:1].

Независимо от того, готовы мы признать это или нет, но человек способен мыслить лишь в рамках смертного материального разума, на конечном уровне космической реальности, который является лишь относительно истинным. Полагаю, что такая оговорка необходима при обсуждении любой проблемы, связанной с категориями вселенской реальности, в том числе и с категорией нравственности. Это исключает слишком широкие обобщения и одновременно позволяет сконцентрировать внимание на реализации внутреннего качества нравственности в течение индивидуальной жизни "во плоти", что определяет праведность этой жизни и осознание космической добродетели смертного создания, как одной из главных целей его эволюционного опыта.

В общем смысле нравственность, включающая в себя моральные ценности Вселенной, осознаётся человеческим смертным разумом в виде трёх основных суждений, трёх типов выбора [2094:11]:

1. Суждение о себе - нравственный выбор,

2. Суждение об обществе - этический выбор,

3. Суждение о Боге - религиозный выбор.

Если этический выбор неизбежно меняется в процессе эволюции общественного сознания, то нравственный выбор, личная нравственность, при всей её зависимости от общественной, при всех обстоятельствах определяет духовную эволюцию индивида в течение его смертной жизни, и фактически определяет дальнейшую судьбу этой личности.

Таким образом, общественная нравственность (мораль) - "нравственные законы" социума - эволюционна, тогда как внутреннее качество нравственности является изначально присущей личности вселенской реальностью. Вопрос лишь в том, способна ли личность реализовать её в течение своей смертной жизни.

Личную нравственность следует считать одной из основных подлинных добродетелей человека, в потенциале изначально вложенной в разумное создание волей Всеобщего Отца. Одна из характеристик личности, приведенных в Книге Урантии, гласит: "Она [личность] характеризуется нравственностью - осознанием относительности связи с другими людьми. Она распознаёт уровни поведения и демонстрирует взыскательность, проводя различие между ними" [1225:11].

В процессе восхождения смертного создания по пути духовной эволюции уровень и глубина личной нравственности возрастают - вплоть до рождения космической нравственности и пробуждения понимания всеобщего долга. Поэтому личная нравственность это прежде всего осознание преданности долгу, в идеале - высшему долгу, долгу по отношению к Божеству и ко всем разумным созданиям Вселенной. "...Мыслящий разум интуитивно осознаёт свой нравственный долг..." [192:6]. И на уровне нашей конечной реальности осознание долга, пожалуй, наиболее важный критерий, характеризующий человека.

Личная нравственность обусловливает также наш вечный выбор между добром и злом. И хотя добро и зло относительны, и чувство добра и зла - чувство временное, связанное с нашей конечной реальностью, человек постоянно вынужден делать нравственный выбор между ними. Насколько такой выбор зачастую труден и драматичен, известно каждому.

Личное чувство (качество) нравственности, рассматриваемое само по себе, не является религиозным: "мораль и религия не обязательно совпадают" [1780:6]. Однако, нельзя представить себе высоконравственного человека, осознанно стремящегося к духовному совершенствованию, без совершенствования своего религиозного опыта. Несомненно, что личное качество нравственности неразрывно связано с Евангелием Иисуса. Мы читаем в Книге: "Отвечая на вопрос, заданный Андреем, Учитель разъяснил, что мораль его учения неотделима от религии его жизни. Он учил морали, исходя не из природы человека, а из его отношения к Богу" [1585:6].

Истинная и полная гармония между личной нравственностью и волевым разумом возможна только для истинно верующего человека. Если такой гармонии нет, драматическая борьба между чувством долга (тем, чем человек должен быть) и реальным "я" (тем, что он есть) может занять большую часть жизни, но так и не привести к ощутимому результату. В Книге подчёркивается неразрывная связь между личной нравственностью и личным религиозным опытом: "Нравственность является той почвой, на которой возникает личное богосознание - личное осознание внутреннего присутствия Настройщика, но это происходит, очевидно, только в процессе приобретения личного религиозного опыта, поскольку нравственность не обязательно является духовной, она может быть целиком и полностью человеческой..." [2096:3]. В конечном итоге, личная нравственность как категория вселенской реальности отражает - через личный религиозный опыт - глубокое доверие и любовь к Всеобщему Отцу, и одновременно обязательство индивида жить согласно Его воле.

Личная нравственность формируется на основе самосознания и существует на уровне волевого разума. Именно нравственные действия, обусловленные свободной человеческой волей, определяют то, что называется добродетельным поведением, а оно, в свою очередь, содержит наиболее важную составляющую личной нравственности - мотивацию цели. Лишь высокая цель заслуживает того, чтобы все силы разума и воли были направлены на её достижение. Если цель глубоко эгоистична, она не может считаться нравственной. С другой стороны, даже самая высокая цель, для достижения которой использованы недостойные средства, не может быть оправдана с нравственной точки зрения. В Книге говорится: "Даже выполняемая в этом мире работа, при всей её огромной важности, имеет меньшее значение, чем способ её выполнения" [435:6].

Реализация внутреннего качества нравственности - это, по существу, сама наша смертная жизнь, такая, какая она есть. Наши действия, наше поведение в любой жизненной ситуации, определяемое волевыми решениями разума, актуализирует заложенный в нас духовно-нравственный потенциал. Главным критерием при этом является характер нравственного выбора. Вспомним, что частица духа Бога - Настройщик Сознания - вселяется в человеческое дитя после первого нравственного поступка, первого осознанного нравственного выбора. Таким образом, в конечном итоге, внутренняя нравственность человека реализуется через его поступки, его действия. Книга Урантии говорит: "Нравственные действия - это такие человеческие поступки, которые характеризуются высшим интеллектом и отличаются разборчивостью, полагающей определять самые высокие цели и выбирать нравственные средства для достижения этих целей. Такое поведение добродетельно. Отсюда высшая добродетель - это чистосердечное решение исполнять волю небесного Отца" [193:9]. И далее: "Высший нравственный выбор есть выбор высшей возможной ценности и всегда - в любой и во всех сферах - заключается в выполнении Божьей воли. Если человек делает такой выбор, он уже велик, будь он самым скромным гражданином Иерусема или даже последним из смертных Урантии" [435:7 - 436:0].

Если рассматривать внутреннее качество нравственности как "стержень" духовного совершенствования личности в процессе повседневной жизни, надо признать, что человек чаще ссылается на свою материальную сущность, слабость воли и ошибки разума, чем признаёт своё духовное несовершенство и игнорирование обязанностей, налагаемого на него чувством нравственного долга.

Мы живём сейчас в мире, где происходит девальвация духовно-нравственных ценностей, и было бы ошибкой не замечать негативного влияния изменяющейся общественной морали на личную нравственность. Самое печальное, что серьёзному испытанию подвергается семья как основа человеческого сообщества. Книга Урантии говорит: "Семейная жизнь является источником истинной нравственности и предшествует осознанию преданности долгу" [942:1]. Возможно, мы живём в какой-то переходный период - возникновения новых семейных отношений, но надо признать, что это происходит довольно болезненно. Точно так же и "свободу" в сфере борьбы за "права человека" нельзя считать однозначно позитивной: наше общество ещё не достигло чёткого понимания границы между свободой и вседозволенностью, о чём недвусмысленно предупреждают Авторы Откровения.

Глобализация общественного устройства, где господствуют так называемые рыночные отношения, у многих людей вызывает негативные чувства и даже протест. В обществе такого типа господствуют деньги. Один из новых русских финансовых олигархов заявил в интервью самому распространённому в России еженедельнику "Аргументы и Факты" (1999, №52) буквально следующее: "Деньги - это основа нравственности" (конечно, он имел в виду общественную нравственность). Я не знаю, как много людей согласится с таким утверждением, но я уверен, что далеко не все его поддержат. На протяжении всей истории человечества деньги были - и остаются - одной из главных причин преступлений. Это во-первых. А во вторых, разве можно купить за деньги счастье, любовь, семью, здоровье, саму жизнь, наконец? Приведу слова из статьи двух российских философов, с которыми, думаю, согласятся все: "...старомодные ценности: ум, совесть и честь, - как показывает практика, неистребимы, их нельзя втянуть в механизмы рыночной экономики, как нельзя продать гору или море, - кто бы ни захотел их купить, он только заплатит деньги, но не станет владельцем того, что даётся свыше и взыскивается свыше".

Наш мир по-прежнему тревожен и полон конфликтов и противоречий между людьми, нациями и религиями - при том, что наша цивилизация, в отличие от прошлых эпох, становится глобальной. Впечатляющий научно-технический прогресс не заслоняет того факта, что далеко не все достижения человеческого разума идут на пользу человеку; более того - мы всё яснее видим и угрозы собственному существованию. Знаменитый лозунг эпохи Возрождения "Человек - это звучит гордо" впору заменить другим: "Человек - это звучит тревожно". Вспомним, что говорится в Книге Урантии: человек задумывался как шедевр планетарного творения, но сейчас создатели испытывают тревогу и беспокойство за его будущее. При всех условиях, решения и действия, на каком бы уровне они ни осуществлялись, какой бы характер - личный или коллективный - они не носили, всегда в огромной степени зависят от личной нравственности. Только нравственный закон внутри человека может служить основанием ответственного выбора между добром и злом, выбора, который может идти вразрез как с узаконенной справедливостью, так и с рациональной добропорядочностью. Внутренняя нравственность - это и есть устремлённость к трансцендентному, жизнь волей небесного Отца.

В нашем всё ещё жестоком и противоречивом мире даже осознающая нравственные ценности и обладающая достаточно сильной волей личность с великим трудом движется к высокому - наиболее возможному для себя - уровню космического сознания. Наша животная природа, несовершенство разума, недостаток волевых качеств и пороки самого общества делают этот путь тяжёлым и драматичным. Тем не менее, мы идём этим путём с оправданной надеждой. Как заключение приведу цитату из Книги Урантии - отчёт одного из хранителей судьбы, характеризующий и отчасти оправдывающий те трудности, с которыми была сопряжена помощь его подопечному: "Многие трудности объяснялись нескончаемым конфликтом двух сторон моего подопечного: честолюбивым побуждениям мешала животная лень; идеалам, свойственным высокоразвитому народу, противоречили инстинкты отсталой расы; высоким помыслам выдающегося разума противодействовали побуждения примитивной наследственности; устремлённому в будущее взгляду прозорливого Наставника препятствовала близорукость создания времени; прогрессивные планы восходящего существа видоизменялись желаниями и стремлениями материальной природы; проблески вселенского интеллекта гасились химико-энергетическими велениями развивающейся расы; побуждения ангелов встречали сопротивление эмоций животного; воспитание интеллекта аннулировалось инстинктивными тенденциями; опыту индивидуума противостояли совокупные наклонности расы; цели лучших сторон омрачались поползновениями худших; полёт гения сводился на нет грузом посредственности; прогресс добродетели замедлялся инерцией порока; искусство прекрасного осквернялось присутствием зла; жизнерадостность здорового человека подрывалась немощью, вызванной болезнью; источник веры отравлялся ядом страха; родник веселья портился стихией печали; радость ожидания сменялась горечью осознания; счастье жизни всегда могло смениться горем смерти. Какая жизнь и на какой планете! И тем не менее, благодаря постоянной помощи и побуждениям Настройщика Сознания, эта душа всё же достигла достаточной степени счастья и успеха и уже взошла к судным залам обительских миров" [1223:7 - 1224:0].


Урантия

Что говорит книга Урантии о:

Cover How I Found Urantia Book

Cover About Urantia Book

galaxy