История Урантийских Документов
ГЛАВА ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЕРТАЯ
Дата добавления: 2008-02-21
Автор: Ларри Маллинз и Меридит Джастин Спрунгер (соавтор)
Чикаго, приблизительно 1910 г., второй по величине город в США - город контрастов
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
«Что-то случилось с моим мужем»
Однажды летом, в период между 1906 и 1911 годами, произошла удивительная встреча двух пар. Первой парой были д-р Уильям Сэдлер и его жена, д-р Лена Сэдлер; кто входил во вторую пару, неизвестно. Это событие кардинальным образом изменило течение жизни всех четырех индивидуумов, а его последствия не до конца осознаются даже по прошествии столетия.
Точное время и характер встречи двух пар остаются предметом многочисленных споров. 1911 год подтверждается двумя ссылками, которые приводятся в Дополнении к «Проделкам разума», где д-р Сэдлер упоминает, что познакомился с данным случаем «летом 1911 года». Он также указывает, что, на момент выхода его книги в 1929 году, он уже «восемнадцать лет изучал [данный случай]»; это опять же означает, что встреча состоялась в 1911 году. [1] Некоторые исследователи считают это опечаткой, утверждая, что д-р Сэдлер вступил в контакт с т. н. «спящим субъектом» еще в 1906 году. Однако, сомнительно, чтобы было допущено две одинаковых опечатки.
Другие исследователи предполагают, что встреча состоялась в 1908 году; в пользу этой даты приводится тот факт, что Сэдлеры, ожидая переезда в свой новый дом, весной и летом 1908 года жили в съемной квартире в пригороде Чикаго Ла Гранж. За всю свою жизнь они, по-видимому, только один раз имели временный адрес, что соответствует описанию изначальных событий по версии д-ра Сэдлера, изложенной Гарольдом Шерманом. Шерман основывает свою информацию на беседе с д-ром Сэдлером в 1942 году, когда Сэдлер заявил, что первая встреча со «спящим субъектом» состоялась «около тридцати пяти лет тому назад»; это указывает на более ранние даты. [2]
Долгие и кропотливые усилия были затрачены на то, чтобы установить дату первого контакта Сэдлеров со спящим субъектом, исходя из их местожительства. Возможно, данная встреча состоялась в 1906 или 1908 году – мы этого не знаем. Некоторые считают, что доктор умышленно запутал ситуацию, чтобы защитить личность своего пациента – человека, который стал известен как «спящий субъект». Возможно также, что в начальный период знакомства спящий субъект воспринимался только как пациент с каким-то расстройством сна. Как мы увидим, удивительный и загадочный поворот событий произошел на более поздней стадии наблюдения спящего субъекта.
Некоторые авторы, цель которых – дискредитировать подлинность Документов, приводят подробные биографические данные о д-ре Сэдлере и других участниках событий, пытаясь обосновать то или иное свое утверждение. В настоящем повествовании нас скорее интересует подлинное историческое развитие Откровения, нежели точные даты и биографические подробности.
Здесь важно отметить следующее обстоятельство: все участники ранних контактов (и всех последующих этапов) были вполне обыкновенными людьми. Несмотря на положение, которое д-р Сэдлер занимал как психиатр и плодовитый автор в своей области исследований, и он, и его жена, подобно каждому из нас, были простыми людьми со своими слабостями и достоинствами. Насколько мне известно, никто из членов Урантийского движения не обладал какой-то особой духовностью или уникальными «полномочиями». Мы знаем наверняка, что на первых сеансах присутствовали только д-р Сэдлер, д-р Лена, спящий субъект и его жена. Сын д-ра Сэдлера, Билл Сэдлер, не принимал участия в ранних контактах: в 1911 году ему было всего 3 года. [3]
Доктор Уильям Сэдлер и Лена Сэдлер (Келлогг), их сын Билл Сэдлер, приблизительно 1914 г.
По оценкам д-ра Сэдлера в Дополнении к «Проделкам разума», к 1929 году состоялось около 250 ночных сеансов наблюдения спящего субъекта. У нас есть только заявления д-ра Сэдлера о периоде, который предшествовал созданию «Форума» и расширению Контактной комиссии в начале 20-х годов. Как мы увидим, с появлением других людей характер этих сеансов существенно изменился. Хотя Сэдлер не оставил почти никаких письменных свидетельств о событиях, положивших начало Откровению, Мередит Спрунгер приводит много информации, почерпнутой им лично от Сэдлера.
Менее достоверная информация о начальных событиях была предоставлена Гарольдом Шерманом (писателем и самозваным экстрасенсом), занимающим в целом враждебную позицию по отношению к Урантийским Документам. И все же, Шерман и его жена являлись репортерами, и, как они утверждают, в августе 1942 года д-р Сэдлер дал им интервью, в котором откровенно описал начальные эпизоды. По их словам, они сразу же записали услышанное. [4]
В большинстве случаев то, что Шерман пишет в своей книге «Как можно понять, чему верить», служит его своекорыстным целям и предназначено для оправдания его собственных взглядов на психические явления. Однако, та часть книги, которая касается рассказа Сэдлера о ранних контактах, в значительной мере соответствует информации д-ра Спрунгера и других первых урантийцев. В пользу этого куска говорят также комментарии Кэролин Кендалл, которая некоторое время работала регистратором у д-ра Сэдлера и была тесно связана с Фондом УРАНТИЯ. Кэролин вспоминает, что, когда ей было «около 19 лет» (в 1951 году), д-р Сэдлер рассказал ей о спящем субъекте. По ее словам, этот рассказ «в основном соответствует тому, что говорится в книге Шермана». [5]
Ла Гранж, штат Иллинойс, ок. 1906 – 1911 гг.
Возьмем усредненную дату, 1908 год, и представим себе 33-летнего Уильяма Сэдлера, его жену Лену и новорожденного Билла Сэдлера-младшего, проживающих в пригороде старого Чикаго, в меблированной квартире, где они разместились в ожидании переезда в свой новый дом. Как мы знаем из некоторых свидетельств, раздается стук в дверь. Вероятно, другой жилец – женщина, жившая прямо под ними – узнала, что они являются врачами.
«Прошу вас, спуститесь вместе со мной к нам. Что-то случилось с моим мужем. Он заснул и теперь очень странно дышит – я никак не могу его разбудить». [6]
Сэдлеры накинули свои халаты, надели тапочки и спустились вместе с обеспокоенной женщиной в ее квартиру. В спальне они увидели человека средних лет, лежащего на кровати. Он явно спал, однако его дыхание казалось нарушенным. Он делал несколько коротких вдохов, после чего задерживал дыхание на время, продолжительность которого вызывала тревогу. Сэдлер сразу же проверил его пульс, который, к удивлению доктора, оказался нормальным. Однако, глубина сна была абсолютной. Д-р Сэдлер перепробовал различные методы, но ему никак не удавалось разбудить этого человека. В конце концов он понял, что остается только дожидаться пробуждения.
Прошел почти час. За это время человек совершил несколько довольно резких телодвижений. Затем он внезапно сел и огляделся. «Кто это такие?» - спросил он у жены. Она объяснила, что это врачи, которые живут этажом выше и которых она позвала на помощь, потому что не смогла его разбудить. Он воскликнул: «В чем дело? Что случилось? Разве что-то не так?»
«Как Вы себя чувствуете?» - спросил д-р Сэдлер. «Прекрасно» - ответил человек. «Что Вам снилось?» - спросил доктор. «А что? Мне ничего не снилось» - ответил мужчина. «Но вы метались по всей кровати» - сказал Сэдлер. «Я ничего не знаю, - ответил человек. – Я прекрасно себя чувствую».
После короткой светской беседы д-р Сэдлер сказал: «Послушайте, я думаю, что завтра утром Вам стоило бы придти ко мне для тщательного осмотра. Мы имеем дело с чем-то необычным и не хотели бы рисковать». Мужчина и его жена согласились.
На следующий день д-р Сэдлер осмотрел этого человека и пришел к заключению, что тот находится в прекрасной физической форме. После тщательных исследований, доктор проверил наличие наследственных заболеваний. Оказалось, что в семье никто не страдал психическими расстройствами или эпилепсией. Сэдлер предложил подержать его какое-то время под наблюдением, и пациент согласился. [7]
Прошло несколько недель. Однажды жена пациента вновь позвала Сэдлеров, сообщив, что ее муж опять погрузился в свой странный сон. Супруги обнаружили пациента в том же самом состоянии глубокого сна. Они вновь попытались разбудить его и даже кололи его булавками, но ничто не помогало. К счастью, на протяжении странных циклов дыхания и необычных телодвижений его пульс оставался в норме, поэтому эти неординарные состояния не казались опасными для жизни. А затем, как и прежде, пациент проснулся, не имея никакого представления о своем необычном поведении во время сна. Оба доктора были в недоумении.
К осени того года, когда Сэдлеры переехали в свой новый дом, это явление повторилось несколько раз. К тому же времени истек арендный договор на квартиру, в которой проживал пациент. Он и его жена решили поселиться неподалеку от Сэдлеров. Именно на новом месте странный «сон» пациента приобрел куда более удивительный и загадочный характер.
Первый контакт
Вскоре Сэдлеры были вызваны в новый дом спящего субъекта. После привычного осмотра, врачи сели возле кровати, наблюдая за человеком и дожидаясь его пробуждения. Лена Сэдлер заметила, что он смачивает губы. «Возможно, он хочет что-то сказать. Может быть, нам нужно задать ему вопрос, - сказал она. – Как вы себя чувствуете?»
К великому изумлению присутствующих, человек заговорил! Однако его голос был необычным, не соответствовавшим его нормальному состоянию. Голос представился посетителем, прибывшим с другой планеты для исследования нашего мира! [8] По-видимому, это «существо» каким-то образом разговаривало через спящего субъекта. Однако оба доктора полагали, что они все лишь наблюдают явление, известное как «автоматизированная речь». Это происходит на уровне подсознания и может протекать без осознания происходящего пациентом.
Чтобы проверить свой диагноз, через несколько дней после этого удивительного случая д-р Сэдлер пригласил спящего субъекта к себе на прием. Он был уверен в необходимости исследовать психику пациента, чтобы определить источник явления, которое (как казалось ему в то время) уходило своими корнями в подсознание. В тех случаях, когда подсознательная деятельность служит причиной необъяснимого поведения, традиционным орудием психиатрии является гипноз. По просьбе д-ра Сэдлера, спящий субъект согласился подвергнуться гипнозу.
На приеме оказалось, что субъект плохо поддается гипнозу. Когда его удалось, наконец, ввести в гипнотическое состояние, д-р Сэдлер (в процессе данного и последующих сеансов) не обнаружил в подсознании каких-либо следов информации, раскрытой предположительно, небесным посетителем. Этот факт был совершенно поразительным и сбивающим с толку. Со временем другие предполагаемые посетители начали разговаривать «через» субъекта. Д-р Сэдлер не понимал, каким образом этот необычный, сложный материал мог быть продуктом психической деятельности пациента. Качество, уникальность и логичность информации поразила обоих докторов. Д-р Сэдлер и д-р Лена были также озадачены безразличием пациента как к самому процессу, так и появлявшемуся материалу. Хотя все это беспокоило жену спящего субъекта, сам он был равнодушен к тому, что происходило во время его сна.
Несмотря на всю непостижимость данного случая, д-р Сэдлер продолжал быть уверенным в том, что сможет найти ему «научное» объяснение. Он начал консультироваться с другими учеными и врачами по поводу загадочного явления спящего субъекта. Как уже говорилось выше, он обращался к Говарду Терстону и сэру Губерту Уилкенсу – мастерам разоблачения спиритических трюков и мошенничества. Эти и другие специалисты не смогли объяснить странное поведение спящего субъекта и были точно так же сбиты с толку удивительной информацией, поступавшей в течение ночных сеансов.
Тем временем, жизнь шла своим чередом. Следующее десятилетие, между 1911 и 1921 годом, стало одним из самым бурных и трагических в мировой истории. В апреле 1912 года величественный «Титаник» погрузился в пучину Атлантики – грозный укор смертным, уверенным в непотопляемости этого судна. Материальные потери «Титаника» были широко известны. Что же касается безразличия компании «Уайт Стар Лайн», то оно было встречено молчаливым согласием и не обсуждалось в тогдашней печати: компания прекратила платить команде с момента затопления судна. Несчастные вдовы получили урезанную зарплату своих мужей, откуда была вычтена даже стоимость рабочей одежды; в коротком объяснении говорилось, что одежда не была возвращена по условиям договора. Через два года цивилизованный мир уже находился в состоянии войны. И хотя к 1919 году она закончилась, именно тогда были посеяны семена Второй мировой войны. Между тем, в Чикаго продолжали строить фундамент новой эпохи религиозной жизни и духовных открытий. В начале двадцатых годов произошел очередной поворот в стремлении осветить материальный мрак Урантии светом нового эпохального откровения.
«Форум»
Примерно в 1923 году, направляясь в Канзасский Университет для чтения лекции по гештальтпсихологии, д-р Уильям Сэдлер отправил записку своему сыну Биллу, 15-летнему юноше, который в то время учился в средней школе. Д-р Сэдлер предложил, чтобы он и жена начали приглашать по воскресеньям своих друзей и коллег для чаепития и философских бесед. (Годом ранее Сэдлеры переехали в свой просторный новый дом по адресу Дайвёрси Паркуэй, 533.) Он предложил, чтобы Билл обсудил это предложение со своей матерью. Вернувшись в Чикаго, он узнал, что его жена пригласила около 30 друзей на воскресное чаепитие, в 3 часа пополудни. [9]
Этой группе было суждено стать «Форумом», и вскоре он уже объединял интересующихся индивидуумов из всех слоев общества. Как рассказывал мне Клайд Беделл [10], кандидаты проходили короткую проверку в форме беседы с д-ром Сэдлером. Первые занятия имели непринужденный характер. Впоследствии, когда начались чтения Урантийских Документов, встречи стали довольно утомительными. Текучесть в Форуме была огромной, и за время его существования в работе Форума приняло участие в общей сложности 486 человек. Последняя встреча состоялась 31 мая 1942 года. [11] В своем интервью, данном в 1983 году, Клайд Беделл вспоминает те далекие времена. Шел 1924 год. Клайду было 26 лет; он только что вернулся в Чикаго:
«Я встретился с Листером Элвудом… Он пригласил меня к себе на воскресный обед, во время которого спросил, не желаю ли я принять участие в собрании Форума в доме известного чикагского психиатра. Я задал несколько вопросов, на которые он ответил: «Сэдлер – прекрасный оратор; он говорит о самых разных вещах. Беседа может пойти в любом направлении. Это очаровательный, интересный, блестящий человек…» Так я отобедал у Листера, и мы отправились на собрание Форума в дом номер 533 по Дайвёрси. Мне было чрезвычайно интересно. Теперь я уже совершенно не помню, что было предметом обсуждения и о чем говорил доктор…»
Клайд также добавил, что он попросил у д-ра Сэдлера разрешения привести на очередное собрание свою знакомую. На следующее занятие он пришел со своей будущей женой, Флоренс Эванс.
«Кстати, я должен заметить, что вскоре после того, как я присоединился к Форуму, Листер Элвуд перестал посещать наши встречи… Текучесть была довольно большой. Не существовало ограничений в отношении круга обсуждаемых вопросов. Я полагаю, что впоследствии многие члены раннего Форума чувствовали, что попали сюда неслучайно. Если это так, то, что произошло до появления Документов, не имело никакого значения. Это странно, но… многое из того, что следовало бы помнить сегодня, стерлось из памяти… В каком году начали поступать Документы? Я не знаю. Если бы мы только знали, что имеем дело с эпохальным откровением, мы вели бы дневник…» [12]
Пока Форум обсуждал различные темы, д-р Сэдлер продолжал попытки обнаружить причину непонятного ночного поведения спящего субъекта. Вместе со своей женой, он начал составлять различные вопросы о вселенной, задавая их устно по мере того, как предоставлялась соответствующая возможность.
Сэдлер решил частным образом подготовить несколько особо трудных вопросов и предложить их в качестве проверки. Он заучил наизусть пятьдесят два специфических вопроса (д-р Сэдлер обладал необыкновенной фотографической памятью), чтобы проверить, смогут ли эти так называемые «стажеры» узнать, о чем он думает. Следует заметить, что, по словам д-ра Спрунгера, Сэдлер не верил в телепатию.
Вскоре после того, в течение одного из ночных сеансов работы со спящим субъектом, доктора столкнулись с особенно «потрясающей личностью», которая заявила, что прибыла с далекой планеты. Этот посетитель чрезвычайно взволновал их своими замечаниями. Когда он уже собирался покинуть их, д-р Сэдлер решил испытать его вопросом: «Как вы можете доказать, что являетесь именно тем, о чем заявляете?» Посетитель ответил: «Я не могу этого доказать – но и вы неспособны доказать обратное». И после этого он поразил докторов следующим замечанием: «Однако, я только что получил разрешение ответить на сорок шесть из пятидесяти двух вопросов, которые вы держите в своем сознании».
Лена удивленно спросила: «Но ведь у тебя нет никакого списка вопросов, Билл, не так ли?» Д-ру Сэдлеру пришлось признаться: «Такой список есть, и он состоит как раз из пятидесяти двух вопросов».
После этого удивительный посетитель, как и было обещано, начал отвечать на сорок шесть утвержденных вопросов. [13] Затем он едко добавил:
«Если бы вы только знали, с чем вы вступили в контакт, вы не стали бы задавать таких тривиальных вопросов. Вместо этого вы обратились бы с вопросами, ответы на которые могли бы принести человечеству высшую пользу». [14]
Контактная комиссия
Это замечание было сделано, возможно, в конце 1924 года. Мы можем быть достаточно уверены в том, что группа, которой предстояло стать Контактной комиссией, состояла как минимум из д-ра Сэдлера, которому в то время было около 48 лет, д-ра Лены (48), ее сестры, Анны Белл Келлог (49), и мужа Анны, Уилфреда Кастера Келлога (50). Вероятно, новым членом группы также стала Эмма Луиз Кристенсен (36), «удочеренная» Сэдлерами и ставшая членом их семьи в декабре 1923 года. [15] Билл Сэдлер-младший не присутствовал при описанном выше контакте с «потрясающей личностью» и говорил, что знает об этом «с чужих слов». [16] В своем интервью 1983 года Клайд Беделл указывает, что у Келлогов была дочь, которая могла «очень редко» посещать некоторые из сеансов работы со спящим субъектом. У него есть также смутные воспоминания о том, что в первые годы на некоторых сеансах мог присутствовать еще один доктор. Историк Урантийского движения Марк Кьюлик считает, что этим доктором мог быть Мейер Соломон. (Д-р Соломон написал «Предисловие невролога» к книге Сэдлера «Проделки разума», издание 1929 года, страницы xiii - vx. Он являлся профессором медицинского факультета Северо-Западного Университета.)
У нас есть основания полагать, что на первых порах Билл Сэдлер-мл. настороженно относился к Откровению. В начале 1958 года д-р Сэдлер писал:
«Когда мой сын, морской пехотинец, приехал в отпуск, чтобы познакомиться с Урантийскими Документами, его первым вопросом было: «Кто-нибудь делает на этом деньги?» Я ответил: «Нет, сын, но есть целый ряд людей, которые вкладывают в это деньги». [17]
Со временем Билл Сэдлер-мл. стал убежденным членом Контактной комиссии, исследователем Документов и, возможно, первым урантийским философом. Окончательный состав Контактной Комиссии включал шесть человек: это были доктора Уильям и Лена Сэдлер [18], Уилфред и Анна Келлог, Эмма Кристенсен (или Кристи) и Билл Сэдлер-мл. Именно в этом составе Комиссия довела свой проект до конца.
Кто бы ни присутствовал при потрясающем заявлении небесного посетителя, нам рассказывают, что его слова были восприняты и как вызов, и как упрек. Как говорили впоследствии, той же ночью д-р Сэдлер произнес: «Они сами напрашиваются. Давайте зададим им вопросы, на которые не сможет ответить ни один человек!” [19]
Ситуация созрела. Вскоре на одном из собраний Форума случайный вопрос, адресованный д-ру Сэдлеру, привел в действие цепочку событий, в результате которых свободный характер непринужденных воскресных чаепитий резко изменился. Форуму предстояло встретиться со своей собственной судьбой.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. THE MIND AT MISCHIEF («Проделки разума»), автор: Уильям С. Сэдлер, доктор медицинских наук, F.A.C.S.; Funk & Wagnall's Company, New York and London, 1929, page 383.
2. HOW TO KNOW WHAT TO BELIEVE («Как можно понять, чему верить») автор: Гарольд Шерман, Fawcett, New York, 1976, с. 61 и 62.
3. Трудно установить точную дату рождения Билла Сэдлера-мл. На сайте «Урантийского Сообщества» дана подробная хронология событий, связанных с Урантийским Движением. Здесь указан 1908 год, что служит признаком существующих разногласий. Считается, что 1906 год, указанный в документах морского пехотинца, не соответствует действительности, поскольку Билл умышленно завысил свой возраст, чтобы быть принятым на службу.
4. HOW TO KNOW WHAT TO BELIEVE («Как можно понять, чему верить») автор: Гарольд Шерман, Fawcett, New York, 1976, с. 58-96.
5. THE CONJOINT READER («Совместный читатель»), интервью, данное Полли Фридман летом 1993, с 3. Помимо подтверждения Кэролин, фактическая сторона рассказа о «первом контакте» основана на информации Шермана, сверенной и откорректированной в соответствии с данными Мередита и моими собственными воспоминаниями о многолетних личных беседах с Клайдом Беделлом и Беркли Эллиот. Клайд присоединился к Форуму вместе со своей женой Флоренс в сентябре 1924 года, в возрасте 26 лет. Клайд был тесно связан с Урантийским движением вплоть до своей смерти в январе 1985 года. Беркли Элиот являлся моим близким другом, который в конце пятидесятых и начале шестидесятых имел много откровенных бесед с Биллом Сэдлером-мл. Диалоги между различными индивидами, участвовавшими в начальных контактах, содержат некоторый художественный вымысел. Эти диалоги основаны на различных перечисленных выше источниках и представляют собой правдоподобную инсценировку, соответствующую известным фактам.
6. HOW TO KNOW WHAT TO BELIEVE («Как можно понять, чему верить»), автор: Гарольд Шерман, Fawcett, New York, 1976, с. 62. Однако, не исключено, что мы никогда не узнаем, как именно состоялась первая встреча д-ра Сэдлера и д-ра Лены Сэдлер со спящим субъектом и его женой. Дэйвид Кантор слышал другую версию и прислал мне следующую записку: «Насколько я знаю, жена спящего субъекта являлась пациентом Лены Сэдлер; когда она описала Лене загадочные нарушения сна у своего мужа, Лена предложила привлечь к этому случаю д-ра Уильяма, который интересовался парапсихологическими явлениями и хорошо разбирался в них». Этот рассказ выглядит правдоподобно. Мы знаем, что д-р Сэдлер стремился сохранить в тайне личность спящего субъекта, и поэтому начало рассказа, описывающего обстановку по версии, рассказанной им Шерману и Кэролин, могло быть сфабрикованным. Если это так, что 1908 год – дата первой встречи, основанная на сведениях о местожительстве Сэдлеров – можно поставить под сомнение.
7. HOW TO KNOW WHAT TO BELIEVE («Как можно понять, чему верить»), автор: Гарольд Шерман, Fawcett, New York, 1976, с. 63.
8. ТАМ ЖЕ, с. 64.
9. HISTORY OF THE URANTIA MOVEMENT TWO (Вторая «История Урантийского движения») - [Составлено членом Контактной комиссии.] Без даты, с. 7.
10. Я начал сотрудничать с Клайдом Беделлом в 1968 году, когда он жил в Санта-Барбара. В то время Клайд прославился как один из лучших в истории экспертов в области рекламы розничной торговли. Он написал на эту тему книгу, которая использовалась в качестве учебника для ВУЗов. Мы оба интересовались рекламой. Как я уже говорил выше, Клайд подарил мне мою первую Книгу Урантии – подлинное издание 1955 года.
11. HISTORY OF THE URANTIA MOVEMENT ONE (Первая «История Урантийского движения»), авторы: группа первых урантийцев, с участием членов Контактной комиссии, 1960, с. 5-6. Форум вмещал около 50 человек, что говорит о десятикратной текучести членов Форума примерно за двадцать лет его существования. Другими словами, хотя некоторые стойкие приверженцы, такие как Клайд Беделл, прошли всю дистанцию, среднестатистический член Форума сходил с нее через 2 года.
ОБ «ИСТОРИЯХ»: [См. демонстрацию на следующих четырех страницах]. И пользуюсь двумя различными «историями» Урантийского Движения как источниками конкретной информации. Для ясности, я обозначаю их как Первая «История» и Вторая «История».]
Первая «История» представляет собой краткую историческую справку на 14 страницах. На обложке этого документа говорится, что он был написан «группой первых урантийцев с участием членов Контактной комиссии» в 1960 году. Экземпляр этого документа с написанным поперек словом «Сэдлер» был передан мне д-ром Спрунгером. Он содержит редакторскую правку и замечания, сделанные, возможно, д-ром Сэдлером.
Вторая «История», написанная одним или большим числом безымянных авторов, была представлена в суд в 1994 году от имени Фонда УРАНТИЯ в рамках судебной тяжбы против Кристен Маахерра. Хотя Фонд УРАНТИЯ и другие продолжают ссылаться на этот документ как «написанный д-ром Сэдлером», это совершенно определенно не соответствует действительности. Внимательное изучение текста показывает, что мы имеем дело с давно считавшимся пропавшей, незаконченной «историей» Эммы Луизы Кристенсен. Было известно, что эта история существует, но ее не могли найти после смерти Кристенсен в 1982 году. Известная как «Кристи», она использовала, вероятно, Первую «Историю» в качестве образца, вставила пару страниц, написанных, но не опубликованных д-ром Сэдлером, и присовокупила собственные наблюдения. Вторая «История», в виде представленного в суд документа, не имела обложки и начиналась со «второй страницы» Первой «Истории». Очевидно, нумерация страниц была изменена, и в некоторых случаях одним и тем же страницам присвоены различные номера. Составленная из разнородных элементов, Вторая «История» является произведением неопытного автора и редактора. Д-р Сэдлер был искусным автором. В тексте есть неуклюжие переходы со второго лица на третье, а длинные пассажи рассказывают о д-ре Сэдлере в третьем лице. В одном месте (с. 7) автор добавляет: «Доктор продолжает свой рассказ». Д-р Сэдлер никогда не писал о себе в таком стиле. Информация, приведенная во Второй «Истории», полезна, однако к ней следует относиться с определенной осторожностью и сверять ее с другими данными. Представленный в суд экземпляр был передан мне Кристен Маахерра.
12. AN INTERVIEW WITH CLYDE BEDELL (Интервью, взятое у Клайда Беделла Барбарой Кьюлик, The Study Group Herald, December, 1992, с. 12.)
13. HOW TO KNOW WHAT TO BELIEVE («Как можно понять, чему верить»), автор: Гарольд Шерман, Fawcett, New York, 1976, с. 65. Как Мередит, так и я, независимо друг от друга, помним рассказы о том, как д-р Сэдлер запоминал вопросы.
14. HISTORY OF THE URANTIA MOVEMENT TWO (Вторая «История Урантийского движения») - [Составлено членом Контактной комиссии.] Без даты, с. 5.
15. URANTIA BROTHERHOOD BULLETIN («Бюллетень Урантийского Братства»), Special Memorial Edition, Spring, 1982, с. 1.
16. Билл Сэдлер-мл. описывает встречу с «потрясающей личностью» в магнитофонной записи, сделанной в Оклахома-Сити и датированной 18 февраля 1962 года. Тем не менее, на той же пленке он говорит, что эпизоды, которые произошли между 1924 и 1928 годами и на которые он ссылается в этой записи, ему известны «с чужих слов».
17. CONSIDERATION OF SOME CRITICISMS OF THE URANTIA BOOK («Обсуждение некоторых критических замечаний в отношении Книги Урантии»), автор: д-р Уильям С. Сэдлер; статья, написанная в 1958 году, с. 19. Существуют правдоподобные, но непроверенные свидетельства о том, что Лена использовала свои связи с Американским Красным Крестом, чтобы добиться досрочного увольнения Билла Сэдлера-мл. из морской пехоты. Как полагают, она хотела, чтобы он занялся Откровением. Д-р Уильям Сэдлер не приводит дату его увольнения из морской пехоты и знакомства с Документами (существовавшими на то время).
18. Д-р Лена Сэдлер не дожила до появления книги. Она скончалась 1 августа 1939 года в возрасте 64 лет.
19. HISTORY OF THE URANTIA MOVEMENT TWO (Вторая «История Урантийского движения») - [Составлено членом Контактной комиссии.] Без даты, с. 5. На пленке, датированной 18 февраля 1962 года, Билл Сэдлер-мл. тоже приписывает своему отцу фразу: «Они сами напрашиваются. Давайте зададим им вопросы, на которые не сможет ответить ни один человек!»
Четыре члена Контактной комиссии, слева на право - Эмма Луиза Кристенсен, доктор Лена Сэдлер, доктор Уильям Сэдлер, Билл Сэдлер младший
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
«Есть один необычный случай, который пока что не поддается объяснению»
Незадолго до встречи с «потрясающим» существом, которое разговаривало через спящего субъекта и утверждало, что прибыло из другого мира, д-р Сэдлер решил выступить перед Форумом с серией бесед о «психической гигиене». В одно из воскресений пополудни, как только он поднялся на кафедру, ему задали вопрос, не знает ли он что-нибудь об экстрасенсе, который рекламировал себя в газете и в то время выступал со своими сеансами в центре Чикаго. Д-р Сэдлер ответил, что не знает, и добавил:
«За исключением одного или двух случаев, все психические явления, с которыми мне приходилось иметь дело, оказались неосознанным или сознательным мошенничеством. Некоторые представляли собой преднамеренное жульничество, другие относились к тем особым случаям, когда исполнитель являлся жертвой своего собственного подсознания». [1]
Другой присутствующий спросил: «Что это за исключения? Если вы, доктор, столкнулись со случаями, которые не находят объяснения, было бы интересно услышать о них поподробнее».
«Есть один необычный случай, который пока что не поддается объяснению, - ответил доктор. – В настоящее время я пытаюсь его разгадать». После этого он попросил, чтобы д-р Лена достала записи, сделанные во время последнего сеанса со спящим субъектом. Следует заметить, что в то время с этим случаем не было связано какой-либо тайны (не считая профессионального уважения к анонимности пациента). Урантийские Документы еще не начали появляться. [2]
Д-р Лена начала зачитывать восторженной группе свои недавние записи. Впоследствии д-р Сэдлер вспоминал бурную реакцию собрания: «Эта группа проявила такой интерес к данному случаю, что я так и не смог выступить с запланированными беседами о здоровье». После этого основной темой обсуждений в Форуме стали экстрасенсорные явления. Эта тема обсуждалась в течение нескольких недель, и дискуссии еще продолжались, когда «потрясающее существо» - утверждавшее, что является небесным существом - бросило Сэдлерам исторический вызов, предложив задавать более существенные вопросы. [3]
Д-р Сэдлер решил рассказать Форуму о довольно дерзком вызове, брошенном ему и д-ру Лене мнимым небесным посетителем. Он предложил, чтобы члены Форума помогли сформулировать наиболее трудные вопросы, какие только смогут придумать, и принесли их с собой в следующее воскресенье. Предложение было встречено согласием. Последовало обсуждение, в ходе которого было решено начать с вопросов о происхождении космоса, Божестве, творении и других темах, значительно превышающих уровень современных человеческих знаний. В следующее воскресенье были собраны сотни вопросов. Потребовалось несколько дней, чтобы отсортировать и классифицировать их, а также удалить дубликаты. [4]
Так, в декабре 1924 года, Сэдлеры были готовы представить внушительное количество вопросов в ответ на вызов, брошенный тем, кто называл себя небесным существом. Они держали эти вопросы наготове для очередного сеанса работы со спящим субъектом, надеясь «вывести на чистую воду» якобы вышестоящие разумные создания. Вооруженный 181 вопросом огромной важности, д-р Сэдлер чувствовал, что «готов к драке». [5] Первыми в этом списке были вопросы: «Действительно ли существует Бог? И если да, то каков он?» [6] Однако, шли недели, и ничего не происходило.
И вот однажды, в шесть часов утра, им позвонила жена спящего субъекта.
«Пожалуйста, приходите как можно быстрее!» - попросила она.
«Что случилось? – спросил д-р Сэдлер. – Он погрузился в сон?»
«Да, он спит, но это не все – ответила женщина. – Прошу вас, приходите побыстрее!»
Сэдлеры оделись со скоростью «членов добровольной пожарной бригады» и поспешили в дом к спящему субъекту. Когда они добрались до места, они еле переводили дыхание и томились любопытством. [7]
Жена спящего субъекта проводила их в кабинет и подвела к столу. Она взяла объемную рукопись и передала ее д-ру Сэдлеру. «Откуда вы это взяли?» - спросил Сэдлер.
«Я не знаю, - ответила смущенная женщина. – Во сне он издавал странные звуки, разбудившие меня. И тогда я заметила это на его столе».
«Он поднимался с кровати?» - спросил д-р Сэдлер.
«Насколько я знаю, нет. Я не представляю себе, каким образом он мог бы вылезти из кровати и не разбудить меня. И он все еще продолжает спать. Я не понимаю, как он мог бы это сделать».
Сэдлеры начали изучать почти 500 плотно исписанных страниц. [8] Как оказалось, рукопись отвечала на 181 вопрос, полученный Сэдлерами от Форума! Потрясенные Сэдлеры перешли в спальню. Человек спал нормальным сном и на этот раз быстро проснулся.
«Вы знаете, чем вы занимались во сне?» - спросил д-р Сэдлер.
«Ничем» - ответил мужчина.
«Вот как! Разве не вы это написали?» - спросил Сэдлер.
«Нет. Я ничего не писал»." [9]
Д-р Сэдлер позвонил в свою приемную и попросил Кристи немедленно принести зажимное устройство, которое он использовал для определения мышечной усталости. Он рассудил, что если ночью субъект действительно писал этот текст, состояние его рук должно говорить об утомлении. Однако тест не выявил какой-либо усталости. Спящий субъект разрешил Сэдлерам забрать с собой рукопись и отдать ее в распечатку.
Удивительная рукопись
Следует отметить полное изменение дальнейшего хода событий. Данный эпизод в корне отличался от предшествующих сеансов работы со спящим субъектом, во время которых он «разговаривал», а д-р Лена делала записи. Хотя произошедшее вновь поколебало научную объективность д-ра Сэдлера, он оставался убежденным в том, что эти явления имеют естественное объяснение. Тем не менее, ему приходилось отступать, а он был не тем человеком, который привык к тупиковым ситуациям. Он имел дело со случаем, который на первый взгляд выглядел как банальная автоматическая речь, но который не поддавался традиционному анализу. Теперь же он столкнулся с тем, что поначалу напоминало автоматическое письмо. Однако анализ этого нового явления оказался еще более трудным, чем анализ первых сеансов.
Было непонятно, как вообще были прочитаны вопросы Форума; приводил в изумление и огромный объем материала. Но этим проблемы не исчерпывались. По оценкам д-ра Сэдлера, на написание этого текста у обычного человека ушло бы от семи до восьми часов при огромной скорости письма. Однако содержание материала было столь глубоким и осмысленным, что д-р Сэдлер усомнился в чьей-либо способности создать его такими быстрыми темпами. [10]
Сэдлеры должны были рассмотреть и вероятность того, что материал готовился в течение нескольких недель или месяцев и что весь этот эпизод был розыгрышем. Следующим шагом, который они решили предпринять в духе научного исследования, стала графологическая экспертиза, призванная подтвердить написание текста спящим субъектом. Если бы это отказалось так, не оставалось бы иной научной альтернативы, кроме как сделать вывод о том, что рукопись представляет собой либо результат бессознательного автоматического письма, либо преднамеренную фальшивку – невзирая на явно искренние заявления спящего субъекта и его жены.
Были использованы услуги нескольких графологов, и все они сошлись в том, что материал не был написан спящим субъектом. Спустя много лет в Кулвере, штат Индиана, Мередит Спрунгер беседовал с Кларой Штол – одной из своих прихожан, присяжным бухгалтером. Клара рассказала ему, что много лет назад, когда она работала в Чикаго, она отправилась на врачебный прием к Сэдлерам. Ей предложили принять участие в работе Форума, и она приняла приглашение. Она помнит, что, согласно заключению графологов, Документы не были написаны спящим субъектом. Соответствующий тест прошел не только сам субъект, но и его жена. Экспертиза не смогла установить, кем была написана рукопись. [11]
На с. 9 своей работы, «Рождение Откровения», Марк Кьюлик пишет:
«Хотя в своей книге Проделки разума доктор Сэдлер ссылается на письменные сообщения человеческого посредника, графологи определили, что эти тексты не были записаны ни посредником, ни другим членом группы. Контактная группа предполагала, что это был почерк вторичного промежуточного создания».
Мы можем с достаточной уверенностью предположить, почему «контактная группа» решила, что физическое написание Документов могло быть делом рук «вторичного промежуточного создания». На второй странице Второй «Истории» мы читаем, что, несмотря на все усилия, наблюдения и расследования, Контактная комиссия «оказалась совершенно неспособной выявить метод превращения сообщений в письменный текст».
Изучение почерка
Не все урантийские историки согласны с тем, что почерк, которым написан оригинальный текст, неизвестного происхождения. Хотя они, в целом, верят в подлинность Откровения, некоторые, тем не менее, полагают, что текст Урантийских Документов был написан почерком спящего субъекта. Важно, однако, отметить: практически все сходятся в том, что никто и никогда не видел, чтобы этот человек писал текст или какие-либо сообщения, и почти все согласны с тем, что в действительности он ничего не писал. Возможно, самым сильным аргументом в пользу того, что этот почерк принадлежал спящему субъекту, является аудиозапись выступления Билла Сэдлера в Оклахоме, датированная 18 февраля 1962 года, в которой он отвечает на вопрос, был ли текст написан карандашом:
«Да, всё было написано карандашом. Всё было написано почерком этого человека, который горестно произнес: «Если захотеть снять деньги с моего счета, я конченый человек, потому что банк примет эту подпись».
Неясно, что имеется в виду под словами «эта подпись». Было бы абсурдным предполагать, что промежуточные создания, с их стремлением сохранить в тайне имя спящего субъекта, подписали текст этим именем! Кроме того, хотя эти комментарии выглядят достаточно категоричными, их нужно рассматривать в контексте замечаний Билла Сэдлера, сделанных ранее на той же записи, где он констатирует, что никто и никогда не видел, чтобы спящий субъект что-либо писал.
«В течение всех этих лет никто не видел, чтобы этот конкретный человек, который упоминается в книге, написал какой-либо из Документов. Думаю, что мы использовали и детективные методы. Если все-таки является их автором, то должен сказать, что он всех нас перехитрил. Он не был ни разу замечен за этим занятием».
Рассказывают, что член Форума Герман Шнель даже заявлял о негласной слежке, установленной за этим человеком в попытке «поймать» его за написанием текста. Даже критически настроенный Гарольд Шерман пишет, что этот человек спал в своей кровати в то время, когда должен был бы писать этот материал.
В таком случае, как же были написаны Документы? На той же аудиозаписи Билл Сэдлер предлагает замечательную теорию, которую мы рассмотрим подробнее в следующей главе:
«Вот теория, которую я считаю приемлемой. Я хочу, чтобы вы представили себе несколько точек в пространстве… назовем их «А», «Б», «В» и «Г». Я полагаю, что Документы были продиктованы – или сформулированы – а точке «А». И я думаю, что если бы мы присутствовали в этой точке «А», где писались данные Документы, то мы абсолютно ничего бы не увидели. В точке «А» находился, возможно, Божественный Советник, подпись которого стоит под Первым Документом».
Затем Билл Сэдлер делает отступление, чтобы обсудить проблемы перевода языка Уверсы, столицы сверхвселенной Орвонтон, на язык Салвингтона (нашей локальной вселенной) и, наконец, на английский. После этого он продолжает развивать свою собственную теорию материализации Документов:
«Вы могли бы увидеть нечто в точке «Б», но вам стало бы скучно. Вы увидели бы обыкновенного человека, спящего в своей кровати, и больше ничего. А вот если бы вы смогли попасть в пункт «В», вам было бы действительно интересно! Вы помните, что в день воскресения солдаты увидели, как откатывается камень, причем без всякой видимой причины? Так вот, этот камень был отодвинут… вторичными промежуточными созданиями – бестелесными существами, способными обращаться с физическими субстанциями. Я полагаю, что в точке «В» вы смогли бы наблюдать поразительное явление – карандаш, который скользит по странице без видимой движущей силы. Это именно то место, где осуществлялось физическое написание текста». [Примечание: упоминавшийся ранее пункт «Г» больше не повторяется в этой записи.]
Таким образом, большинство урантийских исследователей сходятся на том, что Документы не были написаны спящим субъектом и что это было сделано, по-видимому, вторичным промежуточным созданием. Конечно, если бы они захотели, промежуточные создания могли бы искусно воспроизвести почерк спящего субъекта. Но с какой целью? Это не только противоречило бы их изначальному стремлению сохранить имя спящего субъекта в тайне: столь серьезное вторжение в человеческий разум шло бы вразрез с философией Документов. Вторичные промежуточные создания способны проникать в человеческий разум для установления различной степени контакта с частицей Бога (называемой Настройщиком Сознания), которая обычно пребывает в каждом человеке (1258.1). Настройщики Сознания «не связаны с какими-либо другими существами в своей области деятельности в смертном разуме» (1190.2). Наконец, Настройщики Сознания делают «осмысленной» информацию, поступающую с различных уровней небесных существ (425.1). Документы заявляют, что при материализации Документов использовался Настройщик Сознания человеческого посредника, но нигде не говорится, что использовался его человеческий разум. Можно обоснованно заключить, что именно Настройщик Сознания человека – а не его разум – был необходим для мыслительного процесса, который мы более подробно рассмотрим в следующей главе.
Еще две группы взаимосвязанных факторов, а также некий философский принцип, приводят автора к заключению, что рукописный текст Урантийских Документов не являлся произведением контактной личности.
1). Недвусмысленные воспоминания д-ра Спрунгера относительно заявлений д-ра Сэдлера и Кристи, подтвержденные Кларой Штол, говорят в пользу того, что этот материал не был написан спящим субъектом. Следует также помнить, что, как показано в Главе 3, при появлении первой рукописи Биллу Сэдлеру-мл. было 16 лет. Примерно в то же время он поступил в морскую пехоту (завысив для этого свой возраст). Как уже говорилось выше, он начал читать Урантийские Документы лишь позднее, когда приехал домой в отпуск. Активным изучением Документов он мог заняться только после своего увольнения из армии в 1928 году, в возрасте 20 лет. Весьма вероятно, что графологическая экспертиза была проведена намного раньше, когда Билл отсутствовал. Хотя он и мог посещать некоторые ранние сеансы с участием контактной личности, можно вполне обоснованно сомневаться в его объективности и интересе к Документам в тот период времени. Наконец, 8 ноября 1999 года я получил от д-ра Спрунгера электронное письмо следующего содержания:
«Билл Сэдлер сказал мне, что наилучшим предположением, к которому они с отцом могли прийти относительно автора изначальной рукописи, было то, что это дело рук вторичного промежуточного создания».
На мой взгляд, это заявление лучше соответствует принятым данным, чем противоречивое заявление Билла Сэдлера, сделанное в аудиозаписи.
2). Д-р Сэдлер был знаменитым экспертом в области парапсихологических явлений. Он часто говорил, что как он, так и другие специалисты не смогли разгадать загадку материализации Документов. Если бы Документы были написаны рукой контактной личности, то для ученого это было бы достаточным доказательством того, что данный материал является результатом автоматического письма. Если бы какая-то часть Документов прозвучала вслух, то она была бы, самоочевидно, результатом автоматической речи. Доктор категорически заявлял, что при создании Урантийских Документов не использовалась ни одна из известных форм автоматического письма, речи или экстрасенсорных методов. Д-р Лена Сэдлер была, по-видимому, согласна с этим мнением и убедилась в подлинности Документов задолго до своего мужа.
3). Здесь можно применить философский принцип «бритвы Оккама»: в случае противоречивого анализа согласованных исходных положений, при прочих равных условиях, выбирается менее сложная альтернатива.
Почему почерк является важным вопросом
Многие считают интерес к вопросу о почерке бессмысленным. Д-р Спрунгер не устает повторять, что важны именно идеи Документов, и что Урантийское Откровение утвердится в нашей культуре только тогда, когда многие люди осознают его несравненное качество.
Однако, данная история пишется в первую очередь для того, чтобы позволить читателям принимать аргументированные решения при оценке различных споров и нерешенных вопросов, связанных с происхождением Урантийских Документов. В самом просвещенном из миров нам не нужна была бы для этого новая история. Безусловно, духовное будущее того или иного человека не зависит от его веры или неверия в то, что изначальная материализация Документов была выполнена неизвестной рукой. Никто не примет Урантийские Документы только на основании точной даты и обстоятельств встречи д-ра Сэдлера со спящим субъектом. Зачем же, в таком случае, пытаться изложить новым и будущим читателям как можно больше фактов и разумных предположений? Затем, что будущие поколения будут практически лишены возможности доказать тот факт, что Урантийские Документы не являлись всего лишь продуктом автоматического письма – еще одним случаем ченнелинга, – если позволить смириться с предположением о том, что они действительно написаны спящим субъектом.
Мы упорно докапываемся до истины, ибо существуют те, кто – в стремлении очернить Документы или поставить их под свой контроль – настойчиво высвечивают лишь одну сторону вопроса. Касаясь почерка, Гарольд Шерман, на с. 67 своей книги «Как можно понять, чему верить», четыре раза на протяжении пассажа примерно из ста слов утверждает, что почерк, которым был написан в ту далекую ночь документ, принадлежит спящему субъекту. И тем не менее, в том же рассказе Шерман практически утверждает, что во время написания документа, этот человек спал вместе со своей женой в постели. Этот парадокс можно объяснить явным стремлением Шермана во что бы то ни стало низвести Урантийское Откровение до уровня заурядного экстрасенсорного явления – автоматического письма. Он был совершенно выведен из себя принципиальным отвержением «сверхъестественных» явлений в Урантийских Документах – в особенности того, что касается связи с мертвыми и реинкарнации. Утверждения Шермана были подхвачены Мартином Гарднером и другими для подкрепления своих нападок на достоверность Урантийских Документов и распространения утверждений о том, что они являются продуктом обычной «экстрасенсорной» деятельности и имеют человеческое происхождение.
Если мы – те, кто верит в достоверность Документов, – будем хранить молчание, то читателям будет труднее принимать аргументированные решения. Как и большинство читателей второго поколения, я поверил Откровению задолго до того, как узнал что-либо о его происхождении. Хотим мы того или нет, возможно, что будущие читатели будут знакомы с происхождением Документов еще до того, как смогут задуматься об их идеях. Нам нужно стремиться к тому, чтобы у читателей было достаточно информации для аргументированных выводов. Задумываясь над этими вопросами, нам нужно также стремиться к такому качеству аналитического мышления, которое соответствует философии Урантийских Документов. В следующей главе мы рассмотрим, что именно говорится в самих Документах об их материализации.
Форум читает первые Документы
18 января 1925 года Уильям и Лена Сэдлер принесли на собрание Форума огромную отпечатанную рукопись. [12] Д-р Сэдлер объявил присутствующим, что на их вопросы получены удивительно подробные ответы, и зачитал им первый кусок, или «Документ». Было уже поздно, когда члены Форума покинули дом 533 по Дивёрси Паркуэй и разошлись по домам. Мало кто понимал важность того, что в действительности произошло тем январским вечером в Чикаго. Клайд Беделл, один из самых убежденных урантийцев за всю историю движения, не мог даже вспомнить, когда состоялось первое чтение Документов. По его словам, в то время никто не догадывался, что они прикоснулись к эпохальному откровению.
Режим Форума
В последующие недели сложилась практика чтения очередного куска рукописи и сбора вопросов среди участников Форума. В зале для собраний Форума в доме Сэдлеров было около 50 складных стульев. Когда все стулья бывали заняты, кому-то приходилось размещаться в смежном зале. Д-р Сэдлер (а позднее Билл Сэдлер-мл.) зачитывал очередной Документ. После этого члены Форума подавали вопросы в письменном виде; их собирали в стеклянную емкость или корзину и оставляли на столе, стоявшем у стены. После этого вопросы сортировали, удаляли дубликаты, а оставшуюся часть излагали на одной-двух страницах. Не совсем понятно, каким образом эти вопросы передавали авторам Откровения. Хелен Карлсон, являвшаяся членом Форума с 1935 года и до конца его существования, описала процедуру вопросов и ответов. По ее словам, вопросы оставляли в специальном месте, но ей не удалось выяснить, где именно. [13]
Форум использовался по типу «групп целевого опроса», которые применяются в маркетинге для изучения общих реакций потребителей на продукцию и рекламные кампании. Поэтому высокая текучесть в Форуме не имела столь большого значения (член Форума участвовал в его работе, в среднем, в течение двух лет). Очевидно, небесных авторов Откровения интересовала общая человеческая реакция и понимание материала. Следя за реакциями на зачитываемые Документы и оценивая эти реакции, невидимые авторы Откровения развивали и перерабатывали материал. Постепенно этот процесс привел к появлению расширенной, исправленной рукописи, более соответствующей реакциям, пониманию и новым вопросам членов Форума. Поначалу эти встречи носили непринужденный характер, что продолжалось примерно в течение восьми месяцев после знакомства Форума с первым Документом. После этого д-р Сэдлер объявил членам Форума, что Контактной комиссии было предложено сделать Форум закрытой группой.
Форум обретает официальный статус
Члены Форума должны были дать подписку о неразглашении. В сентябре 1925 года такую подписку согласились дать тридцать человек, и Форум официально стал закрытой группой. Поскольку текучесть оставалась проблемой, продолжали набираться новые члены, но только после «собеседования с членами правления и взятия такой же подписки о неразглашении, которую дали члены-основатели»:
«Мы подтверждаем обязательство сохранения тайны. Мы обязуемся не обсуждать Урантийское Откровение или его содержание ни с кем, кроме активных участников Форума, не делать записей о материале, который зачитывается или обсуждается на общих встречах, а также не копировать и не делать записей о материале, прочитанном в индивидуальном плане». [14]
Однако, члены Контактной Комиссии оставались единственными людьми, кто знал имя спящего субъекта. Члены Форума не посещали сеансов контакта. [15] Они никогда не видели оригиналы рукописи, хранившиеся в сейфе. [16] Д-р Сэдлер сказал д-ру Спрунгеру, что письменные оригиналы таинственным образом исчезали из сейфа. Хотя Сэдлер пытался понять, как это делается, ему это так и не удалось. [17] Д-р Спрунгер говорит, что, по словам Сэдлера, поначалу он использовал различные приемы, призванные «вставить палки в колеса» и, возможно, обнаружить мистификацию. Однажды он проложил некоторые страницы десятидолларовыми купюрами, прежде чем запереть рукопись в сейф. Рукопись исчезла, а купюры остались. После этого он оставил рукопись в банковском хранилище. По его словам, она все равно исчезла, а впоследствии его предупредили, что было бы желательным, если бы он отказался от своих «трюков».
Первоначальное чередование вопросов и ответов продолжалось до 1929 года. Мы знаем, что д-р Сэдлер все еще сомневался в происходящем, о чем свидетельствуют его совпадающие по времени комментарии в «Проделках разума»; однако он также признавал, что абсолютно не продвинулся в своем анализе данного явления. За пять лет появилось 57 Документов, а окончательная отпечатанная рукопись насчитывала 1700 страниц. [18]
В течение всего этого процесса, продолжавшегося аналогичным образом в течение многих лет, спящий субъект оставался их единственным контактом. [19]
Материализованные Урантийские Документы всегда появлялись в рукописном виде. [20] После этого текст отпечатывали и вычитывали, а рукописный оригинал помещали в сейф. (Как уже объяснялось, эти оригинальные документы всегда таинственным образом исчезали из сейфа.) Контактная комиссия не имела никаких редакторских полномочий. Членам Контактной комиссии отводились сугубо технические обязанности проверки орфографии, выделения заглавными буквами и пунктуации. В 1955 году Урантийские Документы были опубликованными в том самом виде, в котором они были получены – настолько, насколько это можно было по-человечески обеспечить. Люди не имели никакого отношения ни к авторству Документов, ни к определению их содержания, ни к их компоновке. [21]
Контактная комиссия периодически получала от авторов Откровения неофициальные речевые сообщения, причем всегда именно как группа и в присутствии спящего субъекта. Возможно, эта речевая связь с Контактной комиссией была прямой, без использования голосовых связок посредника в качестве механизма общения. [22] Как именно осуществлялись эти новые контакты, остается неизвестным. Однако, по моему мнению, такие устные сообщения не противоречат Урантийским Документам: в определенных условиях вторичные промежуточные создания способны воздействовать на материю, поэтому, теоретически, они способны производить звуковые волны. Такие сообщения носили административный характер и не имели никакого отношения к тексту Урантийских Документов, который всегда материализовался в письменном виде с использованием не до конца понятного метода.
Важным обстоятельством является также то, что устные сообщения появлялись только при определенных условиях: должно было присутствовать не менее двух членов Контактной комиссии. [23] Это отличает их от так называемого ченнелинга, потому что данные устные сообщения были, очевидно, бесплотными и были всегда слышны как минимум двум контролирующим членам. Этот контроль предотвращал самообман. При так называемом ченнелинге слова, предположительно, либо слышны только одному индивидууму, либо произносятся человеком, утверждающим, что источником сообщения якобы является некоторая непререкаемая бестелесная сущность. В любом из таких случаев подтверждение невозможно. Быть может, эти наблюдения помогают понять, почему авторы Откровения со временем отказались от изначального метода устных сообщений посредством речевого аппарата спящего субъекта. На той стадии контакта (если исходить из допущения о прямом устном контакте) Контактная комиссия, видимо, могла сообщаться с бесплотными голосами без лишнего стресса. И все же, как мы увидим, данный метод мог посеять зерна будущих проблем в разуме одного из членов Контактной комиссии.
Другие сообщения административного характера, также не связанные с текстом, включали более формальные письменные инструкции для Контактной комиссии. Как и текст, эти письменные сообщения материализовались с использованием неизвестного метода. Почти все письменные сообщения снабжались на последнее странице указанием, гласившим: «Подлежит уничтожению посредством сжигания не позднее опубликования Урантийских Документов». Существование каких-либо оригиналов неизвестно. [24]
Был ли необходим спящий субъект?
Приведенные выше достаточно документированные и определенные факты позволяют задаться вопросом не только о том, каким образом спящий субъект участвовал в процессе материализации текста и передачи письменных сообщений, но и зачем он был нужен – ведь всё говорит в пользу того, что он ничего не писал. Кроме того, почему он всегда присутствовал (в бессознательном состоянии сна) при словесном общении Контактной комиссии с промежуточными созданиями, если – во всяком случае, по некоторым свидетельствам – его голос больше не использовался? Хотя мы не знаем в точности, использовался ли его голосовой аппарат для передачи некоторых сообщений, мы можем быть достаточно уверены, что, несмотря на завершенность текста к подготовку к его публикации, к которой приступили в начале сороковых (см. главу 9), человеческий посредник присутствовал при всех сообщениях вплоть до официального прекращения контактов в 1955 году.
Д-р Спрунгер предполагает, что процесс передачи эпохального откровения регулируется строгими небесными правилами. Это согласуется с тем, что раскрывается на эту тему в самих Документах на с. 1109. Здесь же Документы сообщают нам, что эпохальное откровение отличается от самооткровения, или индивидуального откровения, которое достигается одним только Настройщиком Сознания, действующим в разуме человека. Эпохальные откровения осуществляются «действием какой-либо иной небесной силы, группы или личности». На с. 1008 нам сообщают, что Урантийские Документы «отличаются от всех предыдущих откровений, ибо они подготовлены не какой-то одной вселенской личностью, а многими существами». Мы можем обоснованно предположить, что кажущийся сложным процесс изначальной материализации Документов и их редактирования небесными существами мог требовать участия Настройщика Сознания. Возможно, что небесные правила требуют присутствия человеческого Настройщика, но мы не можем быть в этом уверены. Очевидно, что, в процессе передачи эпохального откровения, небесные личности обращают особое внимание на благополучие и защиту смертных эволюционных существ планеты. По этой причине данный процесс должен быть наиболее безопасным и наименее травматичным.
Мы не знаем, каким образом авторы Откровения инициировали дальнейшие встречи и как проходили последующие контакты. Очевидно, что авторы Откровения направляли смертных. Мы не знаем, продолжала ли присутствовать при контактах жена спящего субъекта.
Изучая процесс эпохального откровения, мы сталкиваемся с вопросами, на которые неспособны ответить: являлся ли заданный д-ром Леной вопрос необходимым условием изначального контакта через спящего субъекта? Почему условием освещения соответствующих тем было наличие вопросов, глубоко продуманных членами Форума? Кроме того, много гипотез и недостоверных утверждений посвящено методу материализации Документов. В идеальном мире эти вопросы не возникали бы, ибо подлинность Документов должна подтверждаться их идеями. Вот в чем заключалась надежда д-ра Сэдлера:
«В живых осталось лишь несколько человек, прикоснувшихся к этому явлению в самом начале, и когда нас не станет, эти знания исчезнут вместе с нами. И тогда Книга будет существовать как великая духовная загадка, и ни один человек не будет знать, как она появилась». [25]
Ирония этого заявления состоит в том, что оно было сделано сразу же после того, как д-р Сэдлер раскрыл много деталей происхождения Урантийских Документов двум журналистам (Шерманам). В силу человеческой природы, вокруг Документов – особенно за последние годы – появилось огромное количество искаженной и недостоверной информации. Существует риск превращения Книги Урантии в предмет культа – опасность того, что предметом фактической «религии» станет сама книга вместо ее идей и учений. Наверное, наиболее сомнительным является утверждение о том, что члены Контактной комиссии обладали тайными способностями и особым духовным статусом. Людям нравятся подобные рассказы. В своих различных работах Марк Кьюлик занимает двойственную позицию по данному вопросу. Однако на с. 11 второго издания «Рождения Откровения» он делает решительное и важное заявление:
«Возможно, один из факторов, или аспектов, контакта часто ускользает из внимания. Дело в том, что не только доктор Сэдлер, но и все остальные члены Контактной Комиссии были лишены склонности к мистическому или экстрасенсорному опыту. Хотя они стали активными участниками и свидетелями в высшей степени необычных явлений, продолжавшихся на протяжении полувека, они не стремились к этому. Они ни разу не смогли инициировать контакт или предпринять нечто, повышающее вероятность контакта. В действительности, большую часть времени они сомневались во всей это процедуре. Вся движущая сила и управление контактом находились во власти сверхчеловеческих существ. Контактная Комиссия была неспособна к каким-либо необычным действиям – ее члены являлись, по существу, пассивными наблюдателями этого в высшей степени необычного проекта. У них были свои активные роли, но их действия были человеческими и обыкновенными, лишенными мистики. И они сохраняли скептическое отношение ко всем оккультным и необычными вещам. Они приобрели опыт уникального взаимодействия в рамках эпохального откровения, однако сами не проявляли интереса ко многим эпизодам индивидуального откровения (подлинным или отчасти подлинным), изобилующим в окружающей нас жизни».
«Мы еще раз пройдем книгу»
Примерно в 1929 году начало казаться, что данный проект подходит к концу. И вдруг, через Контактную комиссию, Форуму было передано новое недвусмысленное письменное сообщение:
«Благодаря вашей работе с Документами, вы улучшили свое понимание материала и способны теперь задавать более разумные вопросы. Нам предстоит еще раз пройти всю книгу». [26]
Поэтому примерно в 1929-30 годах Форум начал перечитывать внушительную рукопись.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. HISTORY OF THE URANTIA MOVEMENT TWO (Вторая «История Урантийского движение») - [Составлено членом Контактной комиссии, без даты], с. 7.
2. ТАМ ЖЕ, с. 7.
3. ТАМ ЖЕ, с. 7.
4. ТАМ ЖЕ, с. 8.
5. The PLAN FOR THE URANTIA BOOK REVELATION («План для откровения Книги Урантии») by Carolyn B. Kendall, с. 1. Госпожа Кендалл является дочерью члена Форума, Клэренс Боуман. В возрасте 19 лет она была нанята д-ром Сэдлером, у которого проработала секретарем с 1952 по 1954 год, а также в 1957 году. Она занимала многие посты в «Урантийском Братстве». Ее муж, Томас Кендалл, являлся Опекуном Фонда УРАНТИЯ с 1963 по 1983 годы и Президентом Фонда с 1973 по 1983 годы.
6. Мередит Спрунгер, личное сообщение. Он рассказал мне, что эта информация была раскрыта ему д-ром Сэдлером.
7. HOW TO KNOW WHAT TO BELIEVE, («Как можно понять, чему верить») by Harold Sherman, Fawcett, New York, 1976, страницы 66-67.
8. ТАМ ЖЕ, с. 67. Шерман пишет, что рукопись насчитывала 472 страницы.
9. ТАМ ЖЕ
10. ТАМ ЖЕ
11. THE HISTORICITY OF THE URANTIA BOOK («Историчность Книги Урантии») by Meredith J. Sprunger, с. 5. Д-р Спрунгер также говорит об этом на видеозаписи данных мне интервью.
12. The PLAN FOR THE URANTIA BOOK REVELATION («План для откровения Книги Урантии»), by Carolyn B. Kendall, Paper distributed January 18, 1996, с. 1.
13. Письменное показание Хелен Карлсон, Чикаго, 29 июня 1994 года.
14. HISTORY OF THE URANTIA MOVEMENT TWO – «Вторая «История Урантийского движение») [Составлено членом Контактной комиссии, без даты], с 9. Слова «после собеседования с членами правления» непонятны. Возможно, имеется в виду Контактная комиссия, поскольку нет никакой информации о «членах правления». Клайд Беделл рассказывал мне, что с ним побеседовал д-р Сэдлер.
15. HISTORY OF THE URANTIA MOVEMENT TWO (Вторая «История Урантийского движения»)- [Составлено членом Контактной комиссии, без даты], с. 9.
16. THE HISTORICITY OF THE URANTIA BOOK («Историчность Книги Урантии») by Meredith J. Sprunger, с. 5.
17. Мередит Спрунгер, телефонная беседа с автором, 16 октября 1999 года.
18. The PLAN FOR THE URANTIA BOOK REVELATION («План для откровения Книги Урантии»), by Carolyn B. Kendall, Paper distributed January 18, 1996, с. 1.
19. HISTORY OF THE URANTIA MOVEMENT ONE (Первая «История Урантийского движения») "by a Group of Urantian Pioneers, assisted by Members of the Contact Commission, 1960", с. 6.
20. THE HISTORICITY OF THE URANTIA BOOK («Историчность Книги Урантии») by Meredith J. Sprunger, с. 5, также: BIRTH OF A REVELATION («Рождение Откровения») by Mark Kulieke, second edition, 1992, с. 14. См, также Главу шестую настоящей книги.
21. HISTORY OF THE URANTIA MOVEMENT TWO - (Вторая «История Урантийского движения») - [Составлено членом Контактной комиссии, без даты], с. 24. См. также письменные показания Мередита Спрунгера, 24 октября 1998 года (страницы 315 -320). Кроме того, в процессе тяжбы, продолжавшейся почти десять лет, Кристен Маахерра убедительно и документировано представила предшествующие, данные под присягой письменные свидетельства членов Контактной комиссии и руководителей Фонда УРАНТИЯ в поддержку данного толкования. Эти свидетельства позволили установить неоспоримые юридические факты. Дополнительная информация дается в Главе 7, примечание 20.
22. В записанных на пленку интервью Мередит Спрунгер рассказывает, что Контактной комиссии каким-то образом позволили «подслушать» празднование, устроенное промежуточными созданиями по поводу полученного ими разрешения материализовать Часть IV, «Жизнь и учения Иисуса» (см. Глава 6, с. 115). Очевидно, для этого было недостаточно использовать голосовой аппарат спящего субъекта. Билл Сэдлер-мл. утверждал, что, когда начали появляться Документы, «активное взаимодействие со «спящим субъектом» прекратилось». (Fellowship website: (archive/history/h_timlin_2.htm, May 19,1999). В какой бы форме ни осуществлялось речевое общение, Кристи, очевидно, записывала все административные словесные контакты с авторами откровения после того, как стала членом Контактной комиссии; возможно, она является тем самым «стенографом», который упоминается в «Проделках разума».
23. В хронологии Интернет-сайта «Сообщество Книги Урантии» говорится: «Принципы, выработанные комиссией Откровения, требовали, чтобы при любых речевых контактах присутствовало не менее двух членов Контактной группы. По словам Дэйвида Кантора, он получил эту информацию от Кристи и Кэролин Кендалл. Мередит Спрунгер говорил мне, что все известные ему контакты происходили в присутствии как минимум двух членов комиссии. В материале сайта говорится также, что от членов комиссии требовалось, чтобы они «выходили из комнаты», если невидимые промежуточные создания должны были переместить или воздействовать на какой-либо физический объект. Как им объяснили, наблюдение таких явлений могло «отрицательно сказаться на психике» смертных. Следует заметить, что появление таких «принципов» означало формальное создание Комиссии Откровения. Вплоть до этого момента все контакты происходили с промежуточными созданиями и стажерами. Непосредственная передача материала Откровения завершилась в мае 1942 года. В 1954 году на смену небесной «Комиссии Откровения» пришла «Комиссия промежуточных созданий». См Главу 7.
24. HISTORY OF THE URANTIA MOVEMENT TWO - (Вторая «История Урантийского движения»)- [Составлено членом Контактной комиссии, без даты], с. 21.
25. HOW TO KNOW WHAT TO BELIEVE («Как можно понять, чему верить»), by Harold Sherman, Fawcett, New York, 1976, с. 69.
26. РОЖДЕНИЕ ОТКРОВЕНИЯ, автор: Марк Кьюлик, второе издание, 1992, с. 14.
Урантия